Скрытая правда: Деревня Рудня и 12 сожженных домов

 

Скрытая правда: Деревня Рудня и 12 сожженных домов

Общество
15.12.2024
566
Память – это то, что остаётся с нами, и что мы можем принести в жертву в честь тех, кто не вернулся с войны и отдал свою жизнь в трудные годы. Они погибли ради нашего будущего и заслуживают вечной славы и памяти. История человечества не знает аналогов столь целенаправленного геноцида, каким стал опыт, пережитый во время Великой Отечественной войны. Целые народы были объявлены мишенями для уничтожения, города бесследно исчезали, а деревни сжигались вместе с жителями. Хатынь стала одним из самых печальных символов страданий белорусского народа в тот период. Эта трагедия – один из многочисленных эпизодов жестокого геноцида, организованного нацистами и их пособниками на белорусской земле. Более девяти тысяч деревень стали объектами так называемых «санитарных операций». К сожалению, в каждом уголке Беларуси есть своя трагическая статистика, и наш район не стал исключением.

ulp9tp8plh0tblanw2qro0wj85d8i1ir.png

Рудня – деревня в Вишневском сельсовете, расположена в восточной части района на реках Поддубянке и Вилии. Название деревни говорит о том, что здесь было небольшое производство по добыче железной руды или выплавке из неё железа. Деревня отмечена на карте Шуберта (середина 19 в.) как застенок Рудни в составе Беницкой волости Ошмянского уезда Виленской губернии. В 1864 году Рудня насчитывала 23 ревизские души, 3 двора и 21 жителя католического вероисповедания. Входила в состав имения Залесье Огинских. По состоянию на 1 января 2004 г. – 9 дворов, 13 жителей.

Ардея_5.jpg

Домов до войны – 15, разрушены – 12, людей до войны – 45, убитых людей – 2, год сожжения – май (июнь) 1944 года.

В мае 1944 года немецко-фашистские захватчики начали карательную экспедицию против партизан Борисовско-Бегомольской зоны, которая располагалась на значительной части территории Вилейской области. В этой экспедиции участвовало несколько дивизий с резерва армии «Центр», бомбардировочная авиация, танковые и артиллерийские части, подразделения войск СС, шесть охранительных полков СД – всего около 80 тыс. солдат и офицеров. Часть этих военных подразделений использовалось для подавления партизанских бригад, которые размещались на территории Сморгонского района на правобережье Вилии. Вначале, прежде чем бросить пехоту, немецкое командование послало эскадрильи самолётов, которые бомбили населенные пункты Вилейского и Сморгонского районов. 25 мая 1944 года немцы бомбили деревню Новосёлки (Новое село), а затем деревни Завелье, Колпею, Ордею, Рудню, Студенец, Трилесино, Укропенку.

В рамках расследования уголовного дела по факту совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств геноцида сотрудниками прокуратуры Сморгонского района в 2022 году была допрошена в качестве свидетеля Елена ­Викторовна ЛЕМЕШ (1959 г. р.): «Со слов своих родителей ­Виктора Романовича и Галины ­Петровны ЗЕЛЕНКО я знаю, что во время Великой Отечественной войны деревня Рудня была сожжена, но в каком году – я точно не помню, примерно в 1944 году. Деревня была сожжена полностью, и дом моего отца тоже. Слышала о том, что люди убегали отсюда, прятались в лесу и жили в землянках. В последующем дома отстраивались. Погиб ли кто-либо во время сожжения домов, я не знаю».

Также в качестве потерпевшего был допрошен ­Николай Иванович ­КОЗЕЛ, 1942 г. р.: «В доме №19, в котором сейчас проживаю, жили мои родители: отец Иван

­Сидорович, 1907 г. р., мать Нина Григорьевна,  1915 г. р. и сестра Ирина Ивановна, 1938 г. р. В 1939 году отец был призван в польскую армию. После плена был направлен домой для выздоровления. Во время Великой Отечественной войны помогал партизанам.

В июне 1944 года немцы за связь мирных жителей с партизанами приехали в деревню Рудня и подожгли её. Сгорела вся деревня. Был сожжен и дом моих родителей, уцелел лишь погреб, где некоторое время и жила моя семья, до 1948 г., пока не отстроили новый дом. Вместе с домами были сожжены все хозяйственные постройки.

В то время немцы сожгли и другие деревни: Студенец, Ордею, Трилесино, Окушковщину, Колпею. То есть все деревни, которые были расположены вдоль Вилии. Людей хотели убить, однако никого не тронули. Жители в последующем смогли отстроить здесь новые дома».

Рудня_2.jpg

По архивным данным известно («Список граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны и уничтоженных гитлеровцами в период немецко-фашистской оккупации», составленный Мусским, председателем ­сельисполкома Мицковичского сельского Совета депутатов трудящихся), что от рук фашистов погибли: Иван ­Антонович ­ДРЕМЛЮК, 1877 г. р. (угнан), Василий Сидорович КОЗЕЛ, 1904 г. р. (погиб в партизанах) и ­Николай ­Сидорович КОЗЕЛ, 1918 г. р. (погиб на фронте).

Из книги «Памяць»: «Напротив силикатного завода, в самом узком месте соединения железнодорожного полотна и асфальтовой дороги стоит небольшой памятный знак. На памятнике подпись: «На этом месте 26 июня 1944 года в бою с фашистами погибли комсомольцы-партизаны бригады имени Буденого ­Анатолий Игнатьевич КОВЯЗО, ­Василий Сидорович ­КОЗЕЛ. Вечная слава героям!». В то время им было по 17 лет. Молодые партизаны получили задание взорвать фашистский эшелон. Но подойти к вокзалу было очень сложно – почти безостановочно по дороге двигалась немецкая техника, мотоциклисты и пехота. Отступая, особенно внимательно следили за железнодорожными путями, места подхода к рейкам были заминированы. Но все равно группа подрывников из восьми человек во главе с партизаном ­ДУЕВЫМ пошла на задание. Дуев и пять партизан залегли в засаде, а Василий Козел и Анатолий Ковязо поползли к вокзалу. Они уже преодолели дорогу и приближались к рейкам. И вдруг – сильный взрыв: или храбрые партизаны наступили на немецкую мину, или взорвалась своя, самодельная. Так погибли юные партизаны Вася Козел и Анатолий Ковязо. В 1980-х годах на месте их гибели был установлен памятный знак.

Наталья РЫЛЁВА

Фото автора и из архива газеты

Статьи по теме: