Сожженные нацистами в годы оккупации города и села стали нашей общей, глубокой раной, которая до сих пор причиняет боль и не заживает. В годы Великой Отечественной войны Сморгонский район понёс огромные потери: на его территории действовали концлагерь и гетто, шли военные действия, истреблялось мирное население. Пламя войны опустошило множество населенных пунктов, оставив после себя обугленные руины и сирот. Выжить в костре смерти, раскаленном гитлеровцами и их пособниками, удалось немногим. Выжили они для того, чтобы рассказать нам, современному поколению белорусов, что война – это трагедия, что фашизм – зло, и нам нужно сделать все возможное, чтобы такие ужасные события никогда больше не повторились.
Деревня Колпея и 35 сожженных домов
Колпея – деревня в Жодишковском сельсовете, расположена в восточной части района. С конца 19 в. начала 20 в. деревня входила в Войстомскую волость Свентянского уезда Виленской губернии. В Колпее находится часовня постройки конца 19 - начала 20 веков. Также здесь размещено кладбище участников Первой мировой войны. К востоку от деревни расположена территория биологического заказника «Мицкевичский». По состоянию на 1 января 2004 г. – 20 дворов, 30 жителей.
Домов до войны – 38, разрушены – 35, людей до войны – 120, убитых людей – 6, год сожжения – июнь (май) 1944 года.
В рамках расследования уголовного дела по факту совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств геноцида сотрудниками прокуратуры Сморгонского района в 2022 году была допрошена в качестве свидетеля Галина Петровна ШАПЕЛЬ, (1964 г.р.), которая рассказала по воспоминаниям своей матери Анны Альфонсовны Беницевич, 1939 г. р., о событиях сожжения деревни: «Тогда моя мама была очень маленькой и о жизни В. В. Конопелько, В. И. Конопелько, С. Л. Конопелько, В. Л. Конопелько, В. Г. Кабак и Г. В. Кабак ей известно лишь от своих родителей. Кто-то из семьи Конопелько отвозил в д. Гориденяты на своей телеге партизан, и там их расстреляли немцы. Лошадь привезла телегу с Конопелько уже обратно домой в Колпею. Кто-то из семьи Кабак подорвался на мине, а второго Кабака, его брата забрали в концлагерь, который находился на территории нынешней больницы в городе Сморгони. Его супруга пошла вслед за ним. Там их и расстреляли немцы.
По поводу сожжения деревни мама рассказывала, что с самолёта на деревню была сброшена бомба, которая упала прямо на дом, принадлежавший их семье. На тот момент они прятались в лесу в окопе. Обложились иконами и стали молиться. Так сильно гудело, было очень страшно. В общем, деревня полностью была сожжена, а моя мама вместе со своей семьей переехала временно в деревню Мечаи Вилейского района».
О сожжении деревни говорится и в записке комиссара партизанской бригады им. Н. Ф. Гастелло В. И. Тубелиса командиру бригады В. А. Манохину об уничтожении гитлеровцами деревень и отношении их к населению (№38): «… Обстановка следующая: с севера пока спокойно. С направлений Вилейки – Сморгони с 27/V ежедневно бомбят деревни 25 самолётов, вслед после бомбёжки движутся автомашины, и что остается не сожженными от бомбёжки, дожигают сами. 29/V бомбили деревни Укропенку, Колпею, Трилесино, Ордею, Завелье, Луговые, трудоспособный народ забирают, детей и стариков уничтожают…. С приветом, В. Тубелис».
Факт сожжения деревни подтвердила жительница этой деревни Леонида Иосифовна КОНОПЕЛЬКО, 1947 г. р.: «Деревня действительно была сожжена. Ни одного дома не осталось, всё, что сейчас построено – это дома уже послевоенной постройки. Жителей деревни предупредили, что придут немцы. Поэтому все успели спрятаться в лесу, в окопах. Каждый житель знал, где чей окоп. Мама рассказывала, что бабушка Юзефа не хотела бросать дом. Слышала, как пули свистели над головой, а она сама упала в болото и лежала в воде пока не улетели самолёты».
Это подтвердили и другие жители деревни, которые рассказали, что в один из дней приехал немец на мотоцикле, который разговаривал на русском языке. Проехал по деревне и сказал, что завтра вас будут бомбить. Берите всё необходимое и уходите. На следующий день прилетели два самолёта. Раньше ведь дома стояли рядом друг с другом. Поэтому, когда огонь захватывал один дом – рядом загорался второй. Так и сожгли всю деревню. Этим немцы отомстили местным жителям за связь с партизанами.
По архивным данным («Список граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны и уничтоженных гитлеровцами в период немецко-фашистской оккупации», составленный Мусским, председателем исполкома Мицковичского сельского Совета депутатов трудящихся) известно, что в дни блокады, в 1943 - 1944 годах, в Колпее от рук немецко-фашистских захватчиков погибли: Василий КАБАК, 1871 г. р. – расстрелян; Анна КАБАК, 1896 г. р. – расстреляна; Осип КОНОПЕЛЬКО, 1911 г. р. – расстрелян; по воспоминаниям Т. С. Конопелько-Августинович в мае 1944 года фашисты расстреляли ее мать Веру КОНОПЕЛЬКО, 1898 г. р., и отца Сидора КОНОПЕЛЬКО, 1904 г. р., сиротами остались трое детей: старший брат Эдик, 1932 г. р., Т. С. Конопелько-Августинович и сестра, 1939 г. р.; также был расстрелян и Иван ШАПЕЛЬ, 1911 г. р.
В память о событиях июня 1944 года и в рамках акции «Память. Единство. Победа» 25 сентября 2024 года в деревне Колпея Сморгонского района состоялось торжественное открытие памятной таблички с информацией о том, что в годы Великой Отечественной войны эта деревня была сожжена гитлеровскими захватчиками.
Наталья РЫЛЁВА
Фото автора и из архива газеты