Татьяна Садовская: «С помощью цифр можно поэмы писать»

 

Татьяна Садовская: «С помощью цифр можно поэмы писать»

Общество
30.06.2024
380

На первый взгляд экономика – это просто. В новостях мы каждый день слышим  о курсах валют, стоимости, торгах, инвестициях… Диванный эксперт может рассказать, что сейчас приоритетно в экономике. Кажется, садись на место экономиста и «царствуй». Но действительно ли всё так просто?

Об этом и не только накануне Дня экономиста, который в Беларуси традиционно празднуется 30 июня, мы поговорили с Татьяной САДОВСКОЙ, экономистом ОАО «Рубин», для которой работа с цифрами – любимое дело. 

IMG_6706.JPG

– Татьяна Михайловна, признайтесь, были ли в детстве «звоночки» о том, что Вы станете экономистом? Во что любили играть во дворе?

– Моя любимая игра была – в магазин или в кафе. Я всегда стояла за прилавком и что-то продавала: товары или приготовленные блюда. Деньги у нас были не настоящие, но считать я их умела (смеётся).

В школе моим любимым предметом была математика. К тому же по папиной линии обе тёти были связаны с цифрами – одна была бухгалтером, вторая – учётчицей.  И я решила, что выберу «цифровую» профессию.

IMG_20240625_0002.jpg

– Где Вы учились?

– Я родом из Ивацевичского района. Могла, конечно,  поступить в Брест или Минск – поближе к малой родине, но документы подала  в Гомельский кооперативный институт. Там училась моя школьная подруга, которая была старше меня на год. Она меня заманила за полтысячи километров от дома.

Во время учёбы у меня никогда не возникало мыслей, что я пошла не туда. Очень нравились статистика и экономика. Во время учёбы из 75 студентов курса (будущих экономистов) именно мне предложили поработать на кафедре лаборантом. Я обрабатывала, систематизировала, анализировала студенческие исследования. Мне было  интересно этим заниматься. 

– В Сморгонь приехали по распределению?

– Да. Моя мама родом из Дятлово, и я очень хотела распределиться именно на Гродненщину. Выбор был невелик: Щучин, Сморгонь и Ошмяны. В Щучин уехала девушка по целевому направлению. А я выбрала Сморгонь, потому что здесь хорошее железнодорожное сообщение. В моём выборе именно этот момент сыграл решающую роль.

Полгода отработала экономистом в Жодишковском сельпо, а потом  семнадцать лет –на Сморгонском комбинате кооперативной промышленности.

– Что собой тогда представлял комбинат?

IMG_20240625_0003.jpg

– В его составе был хлебозавод (с приставкой «старый» его называют до сих пор), колбасный цех, бойня и швейный цех. Когда старый хлебозавод закрыли, перешла на предприятие «Нива-ЗОС», которое в своём составе имело торговые объекты, бойню, рыбный, колбасный и кондитерский цеха.  Спустя два года мне предложили место на новом хлебозаводе. Там отработала больше 17 лет. Была экономистом, бухгалтером, начальником планово-производственного бюро. Когда сморгонский хлебозавод объединили с лидским,  мою должность упразднили, я стала ведущим экономистом. Достигла пенсионного возраста и ушла на заслуженный отдых.

– Но оказалось, что покой Вам только снится…

– Это точно. Меня тут же пригласили в ОАО «Рубин» - и я согласилась.

– Сейчас это довольно крупное предприятие.

– Да, в его составе – магазины «ГУМ», «Алеся», «Сузорье», «Белвест» и «Товары для детей», гостиница, швейное производство и ремонт обуви – в Доме быта.

Теперь, когда прошло слияние нескольких предприятий, появилось в работе много нового. Детский отдел ГУМа мы превратили в отдельный магазин, в который удобно попасть даже мамам с колясками. Выручка сразу пошла в гору. У нас появились новые поставщики. Обувной магазин стал первым в Беларуси торговым объектом «Белвест», который работает по системе франчайзинга. Это не фирменный магазин фабрики, а наш, но мы используем белвестовский товарный знак, пользуемся фирменными «фишками» предприятия и маркетинговой политикой. Самое главное, что покупатель оказался в выгодном положении. Мы и дальше намерены изучать новые торговые пути.

- Слышала такое выражение: «Как для писателя – слова, для композитора – ноты, так  цифры – для экономиста или бухгалтера – своеобразная «материя» для творчества». Вы согласны с этим утверждением?

– Конечно! Помню, на встрече с выпускниками моя учительница русского языка и литературы обмолвилась: «Не понимаю, что  ты  видишь интересного в своей работе?». А я не кривлю душой, когда говорю, что люблю работать с цифрами. Их можно рассматривать со всех сторон, вглядываться вглубь, анализировать и даже поэмы с их помощью писать (смеётся).

Цифры – они же не сухие. За ними стоят живые люди, их отношение к работе. А у экономиста есть возможность, изучив цифры, направить людей к лучшему результату.

IMG_6725.JPG

– Сейчас  много говорят о том, что детей со школьной скамьи нужно обучать финансовой грамоте. Вы своих детей учили рационально распоряжаться собственными деньгами?

– Детям важно объяснять, как зарабатываются деньги, откуда они приходят, сколько сил нужно вложить, чтобы получить хотя бы рубль, и как лучше всего его потратить. Помню, когда я родила свою третью дочку, была в отпуске по уходу, учила своих старших девочек (им тогда было 9 и 11 лет) делать правильные покупки. Давала им деньги на личные расходы, но просила, всё, что покупают, записывать. А потом мы вместе анализировали, что нужно было купить и от чего отказаться. Эти знания им точно пригодились в будущем. Когда девочки стали студентками, уже могли правильно распоряжаться своими финансами. Много денег мы   с мужем им дать не могли. Но те, что они имели, на всё хватало. Когда дочки стали работать, крупные покупки сами планировали и успешно совершали.

– Кто-нибудь из дочерей пошёл по Вашей стезе?

- Нет, старшие – геодезисты, а младшая мечтает открыть свою кофейню. Так что финансовая грамотность в этом деле не будет лишней.

– Говорят, у экономистов – особый склад ума и своё отношение к деньгам? Это так?

- Экономист – это не значит экономка, это больше про анализ и прогнозирование, чем про экономию. Многое в нашей работе приходит  с опытом. Те экономисты, с которыми мне приходилось работать, семейный бюджет тоже хорошенько просчитывали. Думаю, знания, полученные во время учёбы и работы, им тоже пригодились.

– Так что это не миф, что экономисты умеют «крутиться». Хороший экономист всегда знает, где взять деньги. А главное, знает, как их потратить с пользой и согласно задачам.

– Хороший экономист точно знает!

Галина АНТОНОВА

Фото автора

Статьи по теме: