С чего началась история первого белорусского легкового автомобиля
Беларусь всегда славилась производством пассажирской, грузовой, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники. В этой линейке не хватало лишь одного - легкового авто. Президент понимал, что слишком поздно создавать его с нуля, конкурентов уже не догнать. Но можно объединиться с теми, кто знает толк в легковушках. Решение Александра Лукашенко - найти страну, которая поможет на основе своих и наших технологий создать приемлемый автомобиль.
"Конечно, мы заставим коллектив делать самые качественные автомобили, учитывая, что здесь и производство, и сервис, и власть все-таки требовательна в стране, - автомобиль будет хороший. Но есть же еще лучше автомобили, правда, по цене выше. И вот тут как население будет: наш автомобиль покупать или, может быть, отдадут преимущество пусть дорогому, но уже известной марки. Поэтому первый вопрос - это вопрос рынка", - констатировал Александр Лукашенко на том же совещание по вопросу реализации инвестиционного проекта по организации производства по сборке легковых автомобилей в 2015 году.
Как в Беларуси появилось собственное производство легковушек
Проект взяли, что называется, на карандаш. Президент лично контролировал все процессы. За ходом строительства строго следила и Администрации Президента, и Комитет госконтроля. Обо всем докладывали главе государства. Правительством был разработан проект указа по вопросам организации производства легковых авто. И все это на фоне довольно непростых условий. Только в России на тот момент работали порядка трех десятков компаний по сборке легковушек. Нужно было думать, как сократить издержки, поддерживать достойный уровень зарплат рабочих и налоговых поступлений. При этом сохранить заинтересованность китайской стороны в сотрудничестве.
"Большое значение приобретет развитие отечественного машино- и станкостроения. Без него мы будем вынуждены и впредь преимущественно закупать иностранные средства производства, а значит, зависеть от такого импорта. В транспортном машиностроении инвестиционные ресурсы с государственной поддержкой будут сконцентрированы на крупных прорывных проектах, таких как организация производства легковых автомобилей "Джили", создание мощностей и расширение производства карьерных самосвалов БЕЛАЗ, модернизация производства МАЗ, автокомпонентов", - заявил Александр Лукашенко на пятом Всебелорусском народном собрании в 2016 году.
Производство в Беларуси отечественного легкового автомобиля Президент ставит в один ряд с реализацией проектов в сфере космоса и строительством АЭС. И этому важному наукоемкого инновационного проекту суждено было стать на колеса. В ноябре 2017 года с конвейера завода "БЕЛДЖИ" в присутствии Президента сошел первый серийный Geely Atlas NL3.
Сколько автомобилей в год может производить завод "БЕЛДЖИ"
На каких условиях белорусы могут купить отечественный автомобиль
Решение главы государства - запретить по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Каждый чиновник - от депутата до председателя райисполкома - должен использовать отечественный транспорт. Диктатура? Скорее, дело чести и защита национальных интересов. А если и сами работники пересядут на произведенные ими автомобили, то это будет лучшим показателем качества.
"Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен. Поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдем хорошие варианты. В ближайшее время документ выйдет", - ответил на вопрос одного из работников завода "БЕЛДЖИ" после торжественного открытия предприятия Александр Лукашенко. По его словам, прорабатываются различные варианты, в том числе продажа в кредит с отсрочкой платежа, лизинг.
Как в Беларуси развивается сеть сервисных центров "Джили"
Президент поручил развивать сеть сервисных станций по всей стране, чтобы каждый белорус мог свободно пройти техобслуживание и, если нужно, сделать ремонт. Игрушечная машинка никому не нужна, предприятие должно быть рентабельным. Обратил внимание глава государства и на необходимость создания на базе завода собственного конструкторского бюро.
"Сейчас нам помогли специалисты, приехав из других стран. Но надо иметь своих людей. На первом этапе надо 10-13 человек иметь, которые свяжутся с нашими конструкторами с МАЗа, БЕЛАЗа и будут потихоньку накапливать опыт, чтобы мы могли сами с нуля разрабатывать дизайн и создавать автомобили", - так Александр Лукашенко на открытии завода "БЕЛДЖИ" в 2017 году призвал стремиться к технологической независимости в области производства легковых автомобилей.
"В институте Национальной академии наук есть коллектив, который занимается легковыми автомобилями. Там создается мозговой центр для легковых авто. Это своего рода центр, который позволит достичь инженерных компетенций в этой отрасли", - сказал Геннадий Свидерский.
Он также обратил внимание на развитие сервисных центров "Джили": "Это тот сегмент, который можно улучшать бесконечно. В этом направлении мы двигаемся планомерно. Сейчас у нас 33 сервисных центра. Мы улучшили ситуацию с запчастями. Пусть здесь мы пока не добились идеала, но будем продолжать, чтобы сервис улучшался".
Как дружеские отношения с Китаем помогли Беларуси наладить производство "Джили"
"Наш интерес к вам вы знаете. Вы делаете хорошие автомобили. Если у вас есть желание и стремление работать в Беларуси - я к вашим услугам. Я хотел бы, чтобы мы создали настоящий автомобиль в Беларуси вместе с вами. И если мы хотим получить эффект и успех, это надо делать сейчас, и очень быстро, когда освободились территории и рынки для нашей будущей продукции", - призвал Александр Лукашенко развивать совместное производство автомобилей в Беларуси с китайской "ФАВ Груп" во время визита в Китай в марте этого года.
"Беларусь и Китай реализуют ряд таких важных проектов, как БНБК, производство "Джили" и другие. Это очень знаковые проекты. Для всего мира, для Европы. Мы вместе с Китаем этими проектами хотим показать, что сотрудничество Беларуси и Китая - это не просто торговля и обмен товарами. Это создание высокотехнологичных компаний и корпораций", - обратился к председателю правления корпорации "СИТИК Групп" Чжу Хэсиню белорусский лидер во время этого же визита в КНР.