Великая Отечественная война – один из самых важных периодов в белорусской истории. Именно поэтому в нашей стране уделяют особое внимание сохранению исторической памяти, связанной с событиями того времени. Важнейшие сражения и трагедии, пережитые белорусским народом, оставили неизгладимый след в культурной памяти и национальном сознании.
Деревня Теляки и 38 сожженных домов
Еще в сентябре 1941 года начальник штаба верховного главнокомандования вооруженными силами фашистской Германии генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель указывал на то, что «…следует иметь в виду, что человеческая жизнь в соответствующих странах в большинстве случаев не имеет никакой цены и что устрашающего действия можно добиться лишь с помощью исключительно жестоких мер… Искуплением за жизнь каждого немецкого солдата в таких случаях должна служить в общем и целом смертная казнь 50 – 100 коммунистов. Способы этих казней должны еще увеличивать степень устрашающего воздействия».
Теляки – деревня в Вишневском сельсовете. Расположена в северо-восточной части района. Деревня отмечена на карте Шуберта (середина XIX века) в составе Войстомской волости Свенцянского уезда Виленской губернии. В 1865 году Теляки насчитывали 72 ревизских души, принадлежали семейству Контковских. По состоянию на 1 января 2004 года – 40 дворов, 76 жителей.
Домов до войны – 46, разрушены – 38, людей до войны – 247, убитых людей – 0, год сожжения – июнь 1944 года.
…шли как скот на бойню
Из воспоминаний Викентия Ивановича Гуля, 1928 г. р. (из книги «Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Смаргонскага раёна»): «На хутор возле урочища Курчи приехали полицаи, 8 – 11 человек из Войстомского гарнизона. Они увидели, что в сторону Теляков едут 4 партизана на лошадях. Началась перестрелка. Поскольку силы были неравны, партизаны отступили. Лошадь одного из них испугалась и сбросила седока. Он побежал к болоту (возле села леса нет), полицаи – за ним. Юноша спрятался за болотистым холмом. Более того, он не только хорошо спрятался, но и точными выстрелами убил 4 полицейских. Остальные, увидев мертвых, положили их на телегу и убежали. А через пару часов весь гарнизон Войстома ворвался в деревню. Говорили, что там осталось всего 2 – 3 охранника, потому что в Теляках «за каждой печкой сидит партизан». Деревню окружили, расставили пулеметы и приказали каждой семье встать перед домом, а затем проверили списки, чтобы убедиться, что вся семья вышла. После этого всех стали гнать в сарай посередине деревни. А дома с концов деревни уже подожгли. Мы метались, но выхода не было, шли, как скот на бойню.
И тут неожиданное спасение – партизаны! Их было много, и они были хорошо вооружены. Начался бой. Партизаны кричали нам:
– Полезайте в ямы, прикрывайтесь землёй!
Я был со своим младшим братом, кричал ему, чтобы он не поднимал голову. Неожиданно бой закончился. Мы были спасены. Без сомнения, фашисты сожгли бы всех в том сарае, если бы не своевременная помощь. Как оказалось, партизаны уже поджидали немцев, они лежали в засаде возле деревни Семенки. А наша деревня сгорела».
О факте сожжения деревни Теляки рассказал и Иван Эдвардович Гульбицкий, житель деревни Светиловичи:«По рассказам матери Станиславы Ивановны Гульбицкой, из-за связи с партизанами была сожжена половина деревни. После того, как были убиты немецкие солдаты, весь войстомский гарнизон выехал в эту деревню, чтобы провести карательную операцию, выбить из этого населенного пункта партизан».
Предали нас свои же… полицаи
При подготовки этого материала нам удалось побеседовать с Владимиром Казимировичем Гуль, 1941 г. р.: «В нашей деревне были те, кто поддерживал партизан, но встречались и те, кто был за полицаев. Вот «последние» нас и предали. Жили так: днём немцы «наведывались», а ночью приходили партизаны. То портянок попросят, то брюки.
По рассказам мамы Сабины Викентьевны, из Абрамовщины возвращались партизаны на лошадях. Навстречу им – полицаи, которые были в гостях в Корчах. С автоматами они стали убегать, а партизаны за ними, в сторону болота. Когда конь стал вязнуть в болоте, молодой парень спрыгнул с коня и спрятался за курганом. Оттуда он смог двоих местных полицаев убить, а двоих ранить. После этого в деревню нагрянул весь Войстомский гарнизон. С одного конца немцы подожгли дома, а со второго стали гнать людей в сарай. Мама в этот момент тянула меня по борозде картошки в сторону деревни Милути. Недалеко от деревни пасли домашний скот, его немцы приказали гнать в Войстом. Не успели жителей деревни в деревянном сарае тогда сжечь, партизаны спасли.
В это время в Спяглице (ныне Светиловичи) находились партизаны. Заметив немцев в Теляках, сразу выехали на помощь местным жителям. Гнали фашистов до самого Войстома, а скотину загнали аж до Вилейки. Их нам так и не вернули. От немцев тогда две коровы «удрали», вернулись на хутор. Одна такая белая с жёлтыми пятнами, как гнедая, латышской породы. Почти 30 лет жила она ещё, как память тех далёких событий.
В тот «горячий» июнь почти все дома сгорели в деревне. Ничего у людей не осталось, в чём стояли – в том и остались. Позже, кто в землянках жил, кто начинал строиться. Жить-то нужно было продолжать».
С одной стороны партизаны, с другой – немцы
Об июньских событиях рассказала нам и Мария Иосифовна Слишкевич, 1948 г. р. жительница деревни Теляки: «Деревня была сожжена в июне 1944 года. Моей соседке Юзефе Антоновне Воробей (1937 г. р.) тогда было 7 лет.
По рассказам моей свекрови Елизаветы Устиновны Слишкевич (1910 г. р.) сюда приехали партизаны со стороны Абрамовщины, которые и убили несколько полицаев в нашей деревне. После этого сюда приехал весь Войстомский гарнизон, который состоял в большинстве своем из румынских солдат. Там оставили только двух человек. На середину деревни в самый большой сарай согнали всё местное население. Но со Спяглицы вовремя налетели партизаны. Мой муж рассказывал, что было страшно: с одной стороны партизаны, с другой – немцы. А люди прятались в прудах (без воды) или в картофельных полях».
В память о событиях июня 1944 года и в рамках акции «Память. Единство. Победа» в июле 2022 года в деревне Теляки Сморгонского района состоялось торжественное открытие памятной таблички, с информацией о том, что в годы Великой Отечественной войны эта деревня была сожжена гитлеровскими захватчиками.
У таких преступлений против человечества, как геноцид, нет и не может быть срока давности. Сейчас, когда выросло поколение, не имеющее возможности узнать о реалиях войны из уст непосредственных свидетелей и участников, крайне важно передать им историческую правду. История войны становится не просто элементом национальной идентичности, но и важным уроком для будущих поколений, подчеркивая необходимость сплоченности и взаимопомощи в сложные времена. Надо помнить, что лишь осознавая трагедии прошлого, можно избежать их повторений в будущем. Важно не просто запоминать факты, но и учиться на них, чтобы будущие поколения могли извлечь уроки и сохранить мир. Безусловно, это требует усилий, но именно так мы обеспечим светлое будущее.
Наталья РЫЛЁВА
Фото автора и из архива Марии СЛИШКЕВИЧ