Виктор СЧАСТНЫЙ – ветеран органов внутренних дел. На протяжении 27 лет он служил честно и добросовестно в патрульно-постовой службе на благо родного края и страны. А иначе зачем и служить?
Милиционер должен оставаться человеком
– Многие мальчишки в детстве мечтают стать милиционерами. Вы из их числа?
– Когда учился в Сутьковской школе, мне нравились фильмы о работе милиционеров. Любимым был «Место встречи изменить нельзя». Шесть правил Глеба Жеглова актуальны во все времена. Ими я руководствовался в своей служебной деятельности.
Не скажу, что мечтал о профессии милиционера с детства. Родители трудились в сельском хозяйстве, примера сотрудника органов внутренних дел перед глазами не было. После службы в армии встретил друга, который предложил попробовать устроиться в милицию. Вдвоем пошли в отдел кадров РОВД. Моему другу отказали, а меня отправили к замполиту. Он записал мои данные в тетрадь, которая уже была исписана информацией о других кандидатах, и сказал, что ничего обещать не может.
Спустя 2 месяца мне позвонили из РОВД. У нас был жесткий отбор. Мы сдавали нормативы по физической подготовке, писали изложение, отвечали на вопросы комиссии. В результате из 21 кандидата были отобраны для службы в милиции только трое, в том числе и я.
– Виктор Петрович, помните ли Вы свой первый рабочий день?
– Его забыть невозможно, потому что это было 23 февраля 1995 года. Через несколько дней отправился в Гродно получать форменное обмундирование. И потекли милицейские будни…
– Вы всё время служили в патрульно-постовой службе милиции?
– Нас набирали в патрульно-постовую службу, но ее сразу же расформировали, поэтому служебную деятельность начинал с должности милиционера участка. В моем ведении был Восточный микрорайон. Эксперимент оказался не очень удачным, поэтому в 1999 году был вновь создан взвод патрульно-постовой службы.
В 2001 году я стал заместителем командира взвода, позже моя должность была переименована в помощника командира взвода. Специального милицейского образования не получил, но периодически обучался на курсах повышения квалификации. В 2021-м вышел на пенсию за выслугу лет в звании старшего прапорщика.
– Охрана правопорядка – работа без выходных и праздников. Это так?
– Конечно. Круг моих обязанностей был широким – начиная от подбора кандидатов на службу и заканчивая проверкой несения службы. Это проведение занятий, контроль, посещение семей сотрудников, индивидуальная воспитательная работа с ними.
Сотрудники ППС в выходные дни патрулируют до 6.00, пока работают увеселительные заведения. Следят за порядком во время проведения в городе праздничных мероприятий. Мне и самому приходилось принимать участие в охране общественного правопорядка, в основном, в составе автопатруля. Нередко вызывали меня и в ночное время, когда совершалось преступление.
– Нам, обывателям, кажется, что сотрудники ППС только патрулируют улицы. Но ведь это не единственная их задача?
– В задачи ППС входят профилактика правонарушений, патрулирование, раскрытие преступлений и другие. Мы работали в тесной связке и с наркоконтролем, и с уголовным розыском. Бывали времена, когда в летнее время проводили по 7 – 8 задержаний по наркотическим статьям, по ночам сидели в засадах.
– Расскажите о самых запоминающихся случаях из Вашей служебной деятельности.
– В начале 2000-х годов в Сморгони произошла серия грабежей. Чтобы ее раскрыть, сотрудники ППС патрулировали по городу в гражданской одежде. Они заметили группу несовершеннолетних, которые заходили за человеком в магазин и наблюдали за ним. Наша служба передала сведения уголовному розыску, который доработал это дело. Было установлено, что ребята-подростки совершили 8 грабежей.
Еще до моего назначения заместителем командира мы с напарником патрулировали улицу Советскую. Подошли к парням, которые начинали драку. У одного из них нашли под курткой женскую сумочку. По его словам, она принадлежала подруге. Мы решили отвести их в райотдел. Навстречу шел наш оперативный сотрудник, который рассказал о совершенном грабеже. Так было раскрыто преступление.
– Каким, на Ваш взгляд, должен быть сотрудник органов внутренних дел?
– В нашей профессии важно уметь находить подход к любому. Милиция – не только «карающий меч», она, прежде всего, помогает и защищает население. Милиционер должен оставаться человеком в любой ситуации. Он должен быть строгим, но справедливым.
Мне нравилась моя работа. ППС – это служба, где не заскучаешь. Сегодня ты рутинно несешь службу, а завтра уже в засаде или участвуешь в раскрытии преступления. Постоянный выброс адреналина.
– Думаю, что за многолетнюю служебную деятельность Вы имеете не одну награду…
– Скажу так: все награды и поощрения, которые возможны в системе МВД, у меня есть, в том числе государственная награда «За безупречную службу».
– Вы продолжаете общаться с сослуживцами? Несмотря на то, что уже не служите в органах, отмечаете День милиции?
– Да. Мы поддерживаем отношения с ребятами, с которыми вместе служили. Со многими нас связывает крепкая мужская дружба. Приятно работать, когда знаешь, что рядом надежный напарник. Меня достойно проводили на пенсию, подарили на память коллаж с фотографиями и вручили ценные подарки, сейчас приглашают на празднование Дня милиции и Дня патрульно-постовой службы, который отмечается 29 сентября. В этот день в 1920 году в Минске был организован летучий отряд по охране общественного порядка. С той поры ведет свой отсчет патрульно-постовая служба.
Кстати, с ППС на пенсию ушли только 2 человека: я и милиционер-водитель Иван Гарбузов. В каждом отделе Сморгонского РОВД служат мои ученики, которые проходили стажировку под моим руководством.
– На милиции Ваша трудовая деятельность не закончилась?
– Сейчас я работаю в службе безопасности и режима на Сморгонском агрегатном заводе. Также являюсь командиром добровольной дружины предприятия.
– Какие сейчас у Вас интересы? Что считаете главным в жизни?
– Моя семья. С женой мы прожили почти 30 лет. У нас есть сын, который, кстати, 7 лет отслужил водителем в патрульно-постовой службе РОВД. Свободное время люблю проводить в родной деревне Селец, где проживает мой отец. Собираю грибы в местных лесах, катаюсь верхом на лошади, работаю на земле, отдыхаю... Считаю, что всё, что можно и надо было сделать, я в своей жизни сделал.
Оксана ГЕЙБОВИЧ
Фото автора и из архива Сморгонского РОВД