Четверть века он уже за рулём аварийно-спасательного автомобиля. Пришёл в МЧС, увидел, понял, что судьба. У него есть диплом правоведа, мог бы найти работу спокойнее. Но нет! Его жизнь – как в стихотворении Иосифа Бродского: «покой нам только снится». Герой интервью – старший водитель пожарно-аварийной спасательной части №1 Сморгонского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Андрей ЛОГИНОВ.
Спасатель рулит
ОТ ДЕТСКОГО ГРУЗОВИКА – ДО БОЛЬШОГО МАЗА
– Мне с детства нравилась техника, – начал рассказ о себе Андрей Валерьевич. – Довольно рано я научился ездить на «двухколёснике». Мне было шесть лет, когда мой двухколёсный друг сломался. Прикатил я его к дому, а папа мне дал ключи в руки – ремонтируй сам. Пришлось немного повозиться, но дело сделал. С тех пор за помощью к отцу даже не обращался. Все поломки сам чинил. Обожал играть с машинками. Помню свой большой грузовик, на котором возил песок. Сейчас в моих руках – руль «МАЗа», автомобиля быстрого реагирования, который оснащён по последнему слову техники.
– А в армии Вы были командиром отделения буксирных катеров…
– Да, служил в Гродно, в 11-м понтонно-мостовом полке. До армии у меня уже было водительское удостоверение категорий «В» и «С». Получил его ещё школьником: прошёл курсы на учебно-производственном комбинате.
– Как Вы попали в МЧС?
– После армии устроился на работу в Минске. Был токарем на бильярдной фабрике, где делали бильярдные столы, кии. Но работа была не по душе, поэтому я на ней долго не задержался. Меня звали на службу в Гродно, в тот полк, в котором проходил срочную службу, но я решил вернуться на малую родину – в Сморгонь, где предложили стать спасателем. Дежурства – сутки через двое, порядок, дисциплина. Трудности меня не пугали.
– Признаться, я удивилась, когда узнала, что у Вас – высшее образование, Вы – дипломированный правовед.
– Я поступил в Международный гуманитарно-экономический институт, когда уже устроился на работу в МЧС. Учился заочно. Когда получил диплом, что-то менять в профессиональной деятельности не захотел. Работа мне нравилась и до сих пор нравится. А знания за плечами не носить…
– Девиз «Всегда готов!» для работника МЧС – это значит, что человек должен быть постоянно во всеоружии.
– Конечно! Сейчас мы сидим и разговариваем, а буквально через несколько секунд может быть вызов, и расчет тут же, в полной боеготовности, должен выехать на место происшествия. Медлить некогда. Счёт всегда идёт на минуты и даже на секунды. Именно они могут решить судьбу человека.
Я, к примеру, должен оперативно доставить коллег к месту происшествия. В машине со мной находятся ещё четыре человека: начальник дежурной смены, старший инструктор, спасатель и спасатель-пожарный.
Также я должен обеспечить бесперебойную подачу огнетушащего вещества, безаварийную работу насоса. Чтобы техника не подвела, важно её вовремя обслуживать. В этом, кстати, и заключается разница между водителем и шофёром. К тому же водитель МЧС принимает участие в ликвидации чрезвычайной ситуации наравне со всеми сотрудниками.
– От действий вашей «великолепной пятёрки» зависят и жизни людей, и материальные ценности. Как удаётся оставаться хладнокровными в напряжённых ситуациях?
– Наверное, спасателю надо изначально быть человеком уравновешенным, готовым к любым ситуациям, даже самым неожиданным. После завершения ликвидации ЧС помогает чувство юмора. Кто-то пошутит – засмеёшься в ответ, и, кажется, легче становится. Спасателям нельзя долго находиться в перенапряжении. Кто знает, может, через несколько минут ты уже будешь реагировать на новый вызов.
СПАСАТЕЛЬ МЧС – НЕ ТОЛЬКО ПОЖАРНЫЙ
– Бывали случаи, что, завершив ликвидацию одной ЧС, Вы приезжаете в часть – и тут же поступает второй вызов?
– Бывали. Случалось, что и не доезжали до части, разворачивали машину – и снова в «бой».
– Многие обыватели до сих пор считают, что спасатель МЧС – это пожарный. Но ведь в Вашей практике встречаются самые разные случаи. Расскажите, пожалуйста, о них.
– Не единожды приходилось спасать животных: снимали с деревьев котят, доставали собаку из канализационной трубы, косулю – из колодца. Много раз приходилось вскрывать квартиры. В этом году ездили оказывать помощь Речицкому району, который пострадал от урагана. Были обесточены целые деревни (жилые дома и производственные объекты), и надо было оперативно восстановить электричество.
– Что самое сложное в работе?
– Когда в результате чрезвычайных ситуаций есть человеческие жертвы. За столько лет службы я многое повидал.
– И не раз, наверное, переоценили жизненные ценности.
– Это точно…
– Чем занимается водитель аварийно-спасательного автомобиля, когда нет вызовов?
– Служим согласно расписанию рабочего дня. Проходят и теоретическое обучение, и практические занятия. Есть нормативы, которые нужно сдавать: боевое развёртывание, надевание боевой одежды, вязание спасательной петли.
Я также обязан помыть машину после возвращения с чрезвычайной ситуации, протереть – перед сдачей дежурства. Автоцистерна (у МАЗа 10 тонн внутри) всегда должна быть заправлена водой.
– Кто ждёт дома после напряжённого дежурства? Кто создаёт Вам тылы?
– Моя семья – главная поддержка: супруга Татьяна, младший сын Савелий, ему тринадцать лет. Старший Данила уже студент, будущий инженер-строитель.
– «По секрету» нам сказали, что Вы не только отличный водитель, но и «золотые руки МЧС»: прекрасный ремонтник, штукатур, строитель. Если надо выполнить такую работу, никогда не отказываете…
– Человек рождён для того, чтобы помогать, поддерживать. Я так воспитан. А наша деятельность направлена на то, чтобы служить на благо народа. Когда это получается, испытываешь настоящее удовлетворение от работы.
Галина АНТОНОВА
Фото автора и из архива Андрея ЛОГИНОВА