Аэрография: от рисунка на зажигалке до мурала
Аэрографист Иван Пилипчик уже оставил выразительный след в нашем городе. Голуби на стене Дворца бракосочетания, лошадь на магазине «Белы конь», кот на зоомагазине, корабль на многоквартирном доме по улице Инженерной, сказочные сюжеты на игровых площадках и на стенах детских учреждений, копия гравюры шведского деятеля Олафа Магнуса «Белорусские скоморохи» на фасаде Сморгонского исторического музея, изображение Кревского замка на магазине «Колосок» и старая базарная площадь Сморгони на здании почты… И это далеко не полный список арт-объектов, которые молодой аэрографист создал в Сморгони на протяжении последних пяти лет. И то ли еще будет?..
Ты помнишь, как всё начиналось?
По диплому Иван – учитель технического труда и черчения. После окончания Минского индустриально-педагогического колледжа он пять лет отработал учителем в Сольской средней школе. Одновременно учился на заочном отделении Витебского государственного университета (на художественно-графическом факультете). Потом устроился в центр творчества детей и молодежи, вёл кружок резьбы по дереву. К слову, в этом году, после небольшой паузы, Иван решил возобновить свою педагогическую деятельность, набирает группу детей, будет преподавать основы резьбы по дереву. «В век интенсивного развития интернета дети стали бояться даже к инструменту притронуться, не говоря о том, чтобы хоть что-то сделать своими руками, - в голосе мастера чувствуется сожаление. - Надеюсь, я хоть немного смогу помочь детям развить их способности».
Вместе с тем он не намерен оставлять свою любимую аэрографию, азы которой стал осваивать десять лет назад. В интернете изучил материалы американских коллег по аэрографии, смотрел видео, переводил тексты, инструменты заказал на иностранных сайтах. В гараже с товарищем собрали первый компрессор… В 2010 году в Беларуси аэрографы еще даже не продавались.
«Рисовать я любил с детства и разукрашивать тоже, копирки в ход шли, - вспоминает собеседник. - А вот художественной школы за плечами у меня нет. Когда определялся с будущей профессией, то понимал: мне не стоит идти в заведения, где нужно сдавать рисунок, без теоретической и практической базы».
Бери – и делай!
Но Иван – яркий пример того, что если душа говорит: «Делай!», - то не ищи отговорок. Бери – и делай!
Глядя, как работает Иван, понимаешь, что кроме мастерства, арт-художник должен обладать еще и хорошим здоровьем, быть физически выносливым. Мой собеседник соглашается с этим утверждением и признаётся, что несколько дней назад оформлял барную стойку. За день столько раз пришлось встать-присесть – мышцы о себе давали знать, как после продолжительного интенсивного фитнеса.
Теперь свои работы арт-художник выставляет в «Инстаграм». От некоторых работ – глаз не оторвать. Например, гитара с портретом Оззи Осборна или бегущая лошадь на прицепе. Иван разрисовывает зажигалки, компьютерные мышки, мобильные телефоны, крышки ноутбуков, мотоциклетные шлемы и сами мотоциклы, велосипеды, кепки, футболки и даже кеды... – дизайнерская жилка аэрографиста работает в разных направлениях и на разных основах.
Кухня арт-художника оформлена в африканском стиле: чёрная дама на всю стену, на другой – объемный триптих (в формате 3D, совсем не верится, что это не картины, повешенные на гвоздик, а рисунок, созданный прямо на стене).
Старенький холодильник “Снайга” – весь в национальном орнаменте, который, как известно, интригует необычными графическими свойствами изобразительного искусства народов Африки (за такую бытовую технику коллекционеры денег не пожалели бы).
У дочки в детской Иван тоже постарался. В его адрес оды можно петь, увидев лишь те сказочные сюжеты, которые он создал на детских игровых площадках и в интерьерах дошкольных учреждениях. Во многих сморгонских садах есть «уголки Ивана Пилипчика».
На Дворце бракосочетаний, помимо голубей, аэрографист создал еще один арт-объект – слово «любовь» написано на разных языках мира.
«Мне нравится работать с трафаретами. Это требует внимания, точности и концентрации, занимает много времени, ведь сначала надо подготовить трафарет, вырезать его, - рассказывает о тонкостях своей работы арт-художник. - Некоторые думают, что процесс создания гравюры «Рыночная площадь в Сморгони» более трудоёмкий, чем графическая работа «Любовь» на стене Дворца бракосочетаний. Но это не так. Да, «Рыночная площадь» - более художественная, объемная (65 квадратных метров), но сил и времени я на нее потратил меньше. Зато люди, осведомленные в вопросах арт-искусства, высказали много комплиментов в адрес работы «Любовь». Мне приятно, что меня поддерживают столичные мастера, творениями которых я искренне восторгался и вдохновлялся.
Да, раньше был более неуверенным, постоянно сомневался: так ли я делаю? Со временем у меня выработалась собственная точка зрения, но это не значит, что я перестал прислушиваться к людям. Если слышу в свой адрес критику обоснованную, конструктивную, по делу, то этому человеку я бесконечно благодарен. А еще благодарен людям за добрые слова в мой адрес, ведь это сильная мотивация к творчеству».
P.S. Аэрография («воздухописание») - одна из техник в изобразительном искусстве. В
качестве инструмента для нанесения на поверхность краски мастер использует аэрограф («воздушная кисть») - небольшой пневматический инструмент. Устройство имеет размер шариковой ручки. Оно применяется для выполнения тонких художественных работ.
Немного истории
Первые аэрографические рисунки найдены в Пещере рук в Рио-Пинтурас, в Аргентине. Рисунки созданы более семи тысяч лет до нашей эры. Древние художники выдували через полую кость пигмент-краску на стену, а в качестве трафарета использовали собственные кисти рук. Возле них поверхность была окрашена и четко виден образ руки художника. Другие рисунки с изображением животных и людей были выполнены в такой же технике.
Первый механический аэрограф, который состоял из швейной иглы, самодельного компрессора и небольшого набора трубок, изобрел в 1876 году промышленник Фрэнсис Эдгар Стэнли. Улучшением аэрографа занимался ювелир Эбнер Пилер. В 1879 году он использовал ручной компрессор - «для живописи акварелью и других художественных целей».
Галина АНТОНОВА.
Фото автора, Татьяны ЧЕРНЯВСКОЙ и из архива Ивана ПИЛИПЧИКА.