В беде не оставляем. Рассказываем и анализируем подробности спецоперации по эвакуации белорусов из сектора Газа

 

В беде не оставляем. Рассказываем и анализируем подробности спецоперации по эвакуации белорусов из сектора Газа

Мнение экспертов
26.11.2023
561
Уникальную спецоперацию по поручению Главы государства провели сотрудники Комитета госбезопасности Беларуси. Из охваченного огнем сектора Газа эвакуирован 41 белорус: 19 взрослых и 22 ребенка, младшему из которых едва исполнилось 3 года. По сути, им спасли жизнь. Как это было и что говорят эксперты, читайте в нашем материале.

В беде не оставляем. Рассказываем и анализируем подробности спецоперации по эвакуации белорусов из сектора Газа

Сказано

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

– Ни израильскому народу, ни палестинскому народу это (конфликт и война. – Прим. ред.) не надо. Они хотят спокойно жить, растить детей.

Во время общения с журналистами в Минском районе, 27 октября 2023 года.


Операция «Эвакуация»

Все детали спецоперации по эвакуации белорусов из сектора Газа Комитет государственной безопасности по понятным причинам раскрыть не может. Однако некоторые подробности спецслужбы все же озвучили. Итак, эвакуировать предстояло не только непосредственно белорусов, но и членов их семей, у которых гражданства нашей страны не было. Забрать предписано было всех, вплоть до детей и внуков. Работала специальная группа КГБ совместно с заинтересованными органами, а также в контакте с российскими коллегами. Ждали время икс, людей поддерживали через чаты, а когда эвакуации был дан зеленый свет, встретили их на КПП «Рафах». В Минск спасенные улетели гуманитарным рейсом из Каира 16 ноября. На борту «Белавиа» в числе прочих находились медики и психологи из Республиканского отряда специального назначения МЧС «ЗУБР».

6520a9300da711b00322e412ec17f02a.jpg
– Это была не просто эвакуация, – анализирует  председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Беларуси, экс‑посол Беларуси в Египте Сергей Рачков. – Глава государства продемонстрировал, что своих граждан мы не оставляем в беде. Уникальность этой спасательной миссии заключается в том, что она проводилась далеко за пределами страны, в условиях военных действий, во взаимодействии с рядом стран и их спецслужбами и, наконец, в очень сжатые сроки. 

Организовать и провести такую операцию на самом деле очень сложно, она требует высокого профессионализма сотрудников КГБ, глубокого владения ими оперативной обстановкой, понимания обычаев и традиций арабских государств и людей, проживающих в них. Более того, нужно понимать, что арабские государства, особенно Египет, очень дорожат своим суверенитетом и крайне осторожно допускают на свою территорию представителей иностранных спецслужб. Еще одна особенность  – сложившееся в арабском мире устойчивое нежелание вывозить своих детей за пределы своих стран. Есть специфика и в функционировании КПП «Рафах». 

Поэтому была проделана огромная работа по подготовке списков и организации сбора желающих выехать в Беларусь. Иными словами, сотрудникам КГБ пришлось решать множество задач для эвакуации людей. Во многом этому способствовали хорошие отношения нашего ­Президента с большинством руководителей арабских стран и, в частности, с ­Президентом Египта Абдель Фаттахом аль‑Сиси. А также помощь со стороны братской России. Такое взаимодействие, основанное на дружбе и взаимопонимании, помогло спасти жизни людей.

Дипломатический подвиг

Политолог Юрий Шевцов эту спецоперацию называет самым настоящим дипломатическим подвигом. Подчеркивает: на подобный способны далеко не все страны.

efac7b216655a44d19ce56c184d2cb5e.jpg
– Это показывает, что белорусское государство является очень гибким, – отмечает Юрий Шевцов. – Чтобы мы одновременно выстраивали отношения с Ираном и вывозили своих беженцев с территории, где Израиль ведет военные действия, – это не все могут. Надо понимать, что у Беларуси и Израиля есть масса точек соприкосновения. Связано это с периодом, когда на нашей территории проживало большое количество евреев и очень многие из них уехали в Израиль не оттого, что у нас было плохо, а за еще лучшей жизнью. Поэтому в Беларуси нет традиций антисемитизма. В мире мало таких стран. При этом на Ближнем Востоке у нас выстраиваются нормальные отношения с мусульманскими странами. Это редкость, но Беларуси удается.  

Причина в том, что у нас высокая концентрация политической власти. Это позволяет совершать такие вот сложные маневры во внешней политике, которые недоступны странам с другой политической системой. Те страны, где решения принимаются долго (например, либеральные демократии), гораздо медленнее что‑то делают и хуже подготовлены к ведению политики в таких воюющих регионах, как современный Ближний Восток.

Гуманитарная миссия Беларуси

Руку помощи Беларусь протягивает далеко не в первый раз. Мы не оставили в беде соотечественников (да и не только их), когда по всему миру начал бушевать ковид и закрылись границы, – организовывали для них эвакуационные рейсы. Мы всячески помогали беженцам в ходе миграционного кризиса, возникшего два года назад на белорусско‑польской границе. Мы приютили беженцев из Украины, предоставив им все условия для быта, медицинскую помощь, а некоторым из них в упрощенном порядке – гражданство Беларуси. Наши сотрудники Комитета госбезопасности по поручению ­Президента сумели вытянуть из Украины застрявших там в начале СВО дальнобойщиков… Вот и сегодня Беларусь не просто доставила спасенных белорусов из Газы на родину, но и предоставила им кров.

e070e4963de179b08aff12f6afb47270.jpg
– Наша страна ведет такую политику на основе в том числе своих национальных традиционных ценностей, духовных традиций, сформированных веками, – комментирует член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Сергей Клишевич. – Эти традиции воплощаются в позиции нашего ­Президента и оказывают влияние не только на внутреннюю политику, на то, как мы сами строим свою жизнь и свое государство, но и на международные вопросы. И решение о спасении людей в секторе Газа – очередное яркое тому подтверждение. 

Хочу напомнить, что Беларусь традиционно (это давно общепризнанный факт) является мировым донором безопасности и мира. Мы не только содействуем решению о прекращении, приостановке или остановке различных конфликтов на планете, но и стараемся помочь тем народам, которые сталкиваются сегодня с ними, с войной. Помогает традиционно наша страна и народам, оказавшимся в зоне стихийных бедствий, мы знаем немало тому примеров: при аварии на АЭС в Японии, землетрясениях и во многих иных ситуациях. Кроме того, оздоравливаем украинских детей. Тем более мы не можем оставаться в стороне, когда речь идет о наших соотечественниках, об этнических белорусах. 

То есть Беларусь выступает ответственным государством, которое серьезно относится к своим соотечественникам в любой точке мира и готово использовать все ресурсы и возможности для их спасения.

А беглые против

При этом, напоминает Сергей Клишевич, мы должны понимать, что положительные оценки этой деятельности извне мы вряд ли услышим: либеральный Запад сам содействует войне и заботится исключительно о своих финансово‑хозяйственных интересах. Любые миротворческие инициативы для него чреваты и недопустимы. Отсюда, видать, и поведение наших беглых, которые смешивают с грязью даже акты гуманизма.

мпмрльв.jpg
– Чтобы нагадить, они уговорят любого европейского политика: мол, давайте ударим по социальной сфере, экономике, введем еще какие‑то меры в отношении Беларуси, – говорит политолог Вадим Боровик.  – Вот тогда они на своих форумах и в чатах аплодируют и довольны. Если наша теннисистка выиграла турнир, они недовольны, заняла второе место или вылетела в финале – от счастья ликуют. Это же болезнь: чем хуже на Родине, тем им лучше. Посмотрите, как они относились к людям, которые реально оказались в бедственном положении. Ни разу мы не услышали от этих людей высказываний в духе «давайте поможем». Зато поспекулировать на этой теме – всегда пожалуйста. 

А вот у нашего ­Президента за простого человека всегда болела душа. И он всегда, как глава большой семьи, отвечал за каждого из ее членов. Мы видели, как по‑человечески людей встречали в аэропорту. Могли обнять, и сразу продуктовый набор в руки. У многих из прилетевших были слезы на глазах, потому что люди понимали, что им ничего не угрожает. Поэтому я горжусь своей страной и тем, как мы в этой ситуации поступили. И это нормально для цивилизованного государства, которым является Беларусь.