Получение средств от осуществления внебюджетной деятельности для бюджетных учреждений имеет большое значение, так как является дополнительным источником дохода, позволяющим развивать и укреплять материально-техническое оснащение организации, осуществлять дополнительные выплаты стимулирующего и социального характера своим работникам.
Как правило, при занятии предпринимательской деятельностью любая организация уплачивает в бюджет исчисленные от полученного дохода налоги. Бюджетные учреждения также не исключаются в Налоговом кодексе Республики Беларусь из числа налогоплательшиков.
При получении данными субъектами дохода от оказания платных услуг, от реализации товаров и иных доходов налоги исчисляются и уплачиваются ими в основном в общеустановленном порядке. Однако в ряде случаев при определении к уплате сумм налогов может применяться и освобождение от налогообложения, которым и пользуются отдельные бюджетные учреждения.
Как показывают проводимые Комитетом государственного контроля Гродненской области контрольные мероприятия, на практике при использовании данными налогоплательщиками льготного режима при исчислении налогов зачастую допускаются нарушения.
К примеру, отдельными учреждениями культуры неверно определялся размер льготы по налогу на прибыль, применяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 181 Налогового кодекса Республики Беларусь, согласно которому от налогообложения указанным налогом освобождается прибыль организаций культуры, полученная от осуществления культурной деятельности, направленная этими организациями на приобретение и ремонт основных средств, приобретение имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, необходимых для осуществления культурной деятельности.
Только по результатам контрольно-аналитических мероприятий за 2023 год и истекший период 2024 года Комитетом доначислено налога на прибыль на сумму более 300,0 тыс. руб.
Учреждениями, допустившими нарушения, в соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 55 Налогового кодекса Республики Беларусь за исполнение налогового обязательства в более поздний срок по сравнению с установленным налоговым законодательством сроком, были уплачены в бюджет пени.
Комитет обращает внимание, что неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) в соответствии со статьей 14.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет административную ответственность как в отношении должностного лица, так и в отношении самого юридического лица.
Комитет государственного контроля Гродненской области