Чем депутат занимается в парламенте и в избирательном округе
О том, как прошёл первый депутатский год и чем он запомнился, мы попросили рассказать Виктора Збигневича.
– Год был интересным, насыщенным и во многом новым для меня. Я ведь никогда не избирался депутатом, если не считать комсомольской юности, когда избирался в Ошмянский городской Совет и был даже членом президиума.
Работа в парламенте существенно отличается от деятельности депутатов местных Советов. На первой сессии мы определились, в какой из постоянных комиссий будем работать – я выбрал комиссию по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту, коллеги избрали меня заместителем председателя.
В комиссии мы готовим законопроекты и выносим их на рассмотрении сессии парламента – в частности, за мной закрепили проект об изменениях в Закон о государственных символах. Также курирую внесение изменений в Конституцию: готовил методические рекомендации для депутатов парламента перед отъездом их в свои избирательные округа для сбора предложений.
В сферу моей ответственности входит взаимодействие с тремя смежными комиссиями: по национальной безопасности, по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи, по жилищной политике и строительству. Изучаем рассматриваемые ими законопроекты, вносим замечания, предложения – так же, как и они в наши. В рабочем компьютере депутата есть все законопроекты, которые готовятся в парламенте, и каждый может поучаствовать в их разработке.
– А какое место в депутатской деятельности занимает общение с избирателями?
– Три четверти рабочего времени депутат занят законотворчеством.
Когда по телевизору показывают, как важные люди сидят в овальном зале и нажимают кнопочки – это не значит, что они только этим и занимаются. И любимая журналистами фраза «Депутаты разъехались на каникулы» не значит, что они отправились к морю загорать, а лишь то, что закончилась парламентская сессия.
В остальное время парламентарии работают в комиссиях и избирательных округах. Неделю в месяц я провожу в Островецком и Сморгонском районах: в первом – два, во втором – три дня – пропорционально числу избирателей. Встречаюсь с трудовыми коллективами, провожу приёмы граждан и «Прямые линии», участвую в работе местных органов власти – стараюсь не отрываться от насущных проблем избирателей.
- С чем люди идут к депутату?
- Обращения условно можно разделить на три части.
Одни приходят с вопросами государственными – к примеру, с предложениями по внесению изменений в Конституцию, заостряют внимание на значимых темах и проблемах.
Вторая и самая большая часть обращений – просьбы посодействовать в решении вопросов, находящихся в компетенции местных органов власти: заасфальтировать улицу, проложить водопровод, отремонтировать дом и т.д. Но нужно понимать, что депутат парламента – не царь и не бог, у него нет ни волшебной палочки, ни денежного мешка. Единственный реальный инструмент – депутатский запрос, с которым можно обратиться в те же органы местной власти.
И третья часть тех, кто идёт на приём к депутату, – это люди, прошедшие все инстанции и получившие не один ответ – но не такой, как они ожидали. Кто-то жалуется на зятя, кто-то – на бывшего мужа, кто-то – на соседа. Но я не адвокат, не судья, не прокурор – существует установленный законом порядок решения споров и конфликтов, который я, член высшего законодательного органа страны, не могу нарушать.
Скажу непопулярную вещь: иногда ожидания избирателей от депутата намного выше, чем его возможности. Я взял за правило не кормить людей ложными обещаниями и не порождать необоснованных надежд: если могу – стараюсь помочь, если нет – подсказать, как можно решить ту или иную проблему. Или честно сказать, что это не в моих силах.
– События августа и то, что за ними последовало, никого не оставили равнодушным. Каково отношение к ним парламентариев и лично ваше?
Никто из депутатов не приемлет насилия и беззакония ни в каком виде! И требования соблюдения законов должны быть взаимными и обоюдоострыми.
Показателен в этом плане пример с попыткой отзыва меня из состава депутатов за то, что я отказался участвовать в несанкционированном митинге в Сморгони. При этом группа активистов, инициировавших этот процесс, даже не удосужилась почитать Закон о статусе депутата, чтобы знать, как и по какой причине можно отозвать члена парламента.
Я готов повторить вслед за Вольтером: «Я не согласен с тем, что вы говорите – но готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли это говорить». Каждый может иметь своё мнение – но есть закон, который обязаны исполнять все. И над тем, чтобы эти законы были как можно ближе к народу, я и работаю в Палате представителей Национального собрания.
По материалам Островецкой правды.