Почему «Нет» – камерам хранения?
«Уважаемые посетители, в шкафчиках отсутствуют или неисправны запирающие устройства. Просьба в целях сохранности ваших личных вещей отказаться от использования шкафчиков», - такое объявление-предупреждение висит на входе в магазин «Остров чистоты» на улице Советской (в одном здании с магазином «Хит»).
«Висит оно не день и не два. Я часто хожу в этот магазин. И вот недавно на выходные была. В руках – сумка с покупками, а оставить её негде. Все ячейки для хранения личных вещей в магазине «Хит» (их там немного, но они закрываются) были заняты, а в магазине «Остров чистоты» не работают. Так и пошла в торговый зал с большой сумкой. В другой – корзина для будущих покупок, которая была незамедлительно заполнена. Конечно, я возмутилась, что не работают камеры для хранения вещей.
Прошло время, но вижу, ситуация не меняется, - отметила наша читательница. - Но как так? В этом магазине всегда много покупателей, а камеры для хранения не работают. Разберитесь с этой ситуацией».
Мы направились в магазин, чтобы убедиться в том, что услышали от женщины. Действительно камеры не работают. «Почему?», - с этим вопросом мы обратились к продавцам, те адресовали нас к заведующей торговым объектом Юлии Стефанович. Ответ был лаконичным: «Заявка в Минск подана, ждём, когда привезут замки».
«Конечно, не секрет, что не всегда покупатели проявляют аккуратность, когда пользуются камерами для хранения. Замки ломаются, но их нужно ремонтировать, а не «замораживать для клиента» камеры хранения, - говорит начальник отдела торговли, услуг и рекламной деятельности управления экономики райисполкома Валентина Голяк и цитирует документ: «Согласно пункту 13 Правил продаж отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703, продавцом могут быть созданы соответствующие условия для временного размещения вещей покупателя (хозяйственных сумок, пакетов, портфелей, иных подобных вещей).
Установка камер означает готовность торгового объекта заключить с покупателем публичный договор хранения вещей без получения какой-либо платы или иного встречного предоставления (договор безвозмездного хранения)».
В соответствии с ним, одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. В тот момент, когда вещи помещаются в камеру, договор считается заключенным. Подтверждением заключения договора и соблюдения его формы является ключ с номером, номерной жетон и др.
Согласно законодательству, магазин выступает хранителем и по договору безвозмездного хранения несет ответственность: за утрату и недостачу вещей (в размере стоимости утраченных или недостающих вещей), повреждение вещей (в размере суммы, на которую понизилась их стоимость). Такие объявления, как «Администрация не несет ответственности за сохранность вещей, размещенных в камере хранения», противоречат законодательству и не имеют юридической силы.
Субъект торговли обязан принять меры по обеспечению сохранности вещей. Если это обязательство не выполнено – он несет ответственность при наличии вины. Например, если ключи подходят к нескольким ячейкам камеры хранения или замки неисправны, в утере или повреждении вещей покупателя будет виноват торговый объект, который не обеспечил нормальное функционирование и исправность камер. Если все перечисленное было обеспечено, но кража все же произошла, то таком случае субъект торговли ответственности нести не будет.
В то же время и сами покупатели должны принимать меры по обеспечению сохранности своих вещей. К примеру, не передавать ключ третьим лицам, проверять, сработало ли запирающее устройство в ячейке камеры хранения.
В случае, если вещь пропала из ячейки и при этом обнаружилось, что не было предпринято достаточных мер для обеспечения сохранности вещей покупателя, например, выяснилось, что ключи подходят не к одной, а к нескольким ячейкам, тогда торговый субъект вернет покупателю стоимость пропавшего имущества. Ведь он не выполнил должным образом свои обязанности по правилам торговли. То же самое касается и исправности работы замков на ячейках. Если замок плохо сработал – и ячейка открылась, то и в этом случае торговый субъект понесет ответственность за пропавшие вещи, поскольку он не обеспечил возможность их сохранения.
О возмещении ущерба можно говорить, если есть доказательства, что вещи были украдены из камеры хранения (например, видеозапись, показания свидетелей), если посетитель может доказать сумму ущерба (чеки, показания свидетелей). Если ущерб не возмещен, покупатель имеет право обратиться в суд. Если решение будет принято в пользу покупателя, торговый объект может понести дополнительные убытки.
Резюме. Моё личное убеждение: торговые объекты должны быть заинтересованы, чтобы их покупателям было комфортно совершать покупки. Больше удобства для клиента - больше товара окажется в его корзине
Галина АНТОНОВА.
Фото автора.