В Беларуси в последние годы у покупателей не возникало проблем с приобретением различных продуктов и товаров. На прилавках их достаточно, причем по каждому товару предлагается по несколько позиций на любой вкус и кошелек. А люди старшего поколения, чье детство и юность пришлись на 90-е годы прошлого столетия, хорошо помнят длинные очереди в магазинах, талоны и купоны, по которым реализовывались продукты питания и промышленные товары.
Жизнь по талонам и купонам
Талоны были введены для того, чтобы предотвратить массовый вывоз востребованной продукции из нашей страны, не создавать еще больший дефицит. По талонам продавалось практически все. На них были написаны названия товаров: «Мука», «Крупа», «Масло», «Сахар», «Мыло» и т. д.
Купоны были красного, зеленого, синего цветов. На этих бумажных листах размещались квадратики с цифрами 1, 2, 5, 25. Человек приходил в магазин, покупал что-нибудь на 25 рублей, кассир брала у него деньги, а потом из листа с купонами вырезала ножницами купоны на те же 25 рублей.
Первые белорусские деньги назывались «зайчиками», потому что на купюре 1 рубль был нарисован заяц. Это не была белорусская валюта, всего лишь расчетные билеты, и находились они в обращении вместе с советским рублем, который достался независимой Беларуси в наследство от Советского Союза.
В 90-е годы непросто было что-нибудь купить. В обиходе чаще использовалось слово «достать». Но прежде чем сделать это, надо было узнать о привозе товара и успеть занять очередь.
Помню, очередь в Сморгони возле ГУМа. Причем выстраивалась она вечером, проводилась перекличка. Кто-то оставался дежурить на ночь, остальные люди расходились по домам, чтобы утром к открытию магазина занять свое место в очереди.
Не забуду длинную очередь в магазине «Дежурный», как его называли местные жители. В этот магазин из молокозавода привозили сметану в 40-литровом бидоне. У покупателей была своя тара – пол-литровые и литровые стеклянные банки, в которые продавец при помощи поварского черпака накладывала сметану. Через какое-то время работник прилавка объявляла, что всем сметаны не хватит. Покупатели начинали возмущаться: они отстояли в большой очереди и остаются без покупки.
Наличие дефицита порождало и сравнительно нелегальную деятельность так называемых групп захвата. Люди, осведомленные о появлении в той или иной торговой точке пользующегося популярностью товара, организовывали «штурм» магазина, после чего стремительно сметали нужный товар с полок. Вскоре он оказывался на рынке или в других местах торговли, где реализовывался уже по более высокой цене.
Талоны и купоны в стране продержались до 1992 года, некоторые – до 1993-го. В мае 1994 года Национальный банк Беларуси своим постановлением утвердил национальную валюту – белорусский рубль. С этого времени ситуация начала понемногу налаживаться: были открыты границы, разрешена частная торговля, мелкие предприниматели, которых называли тогда «челноками», быстро насытили рынок товарами. Можно было купить все, начиная от кожаной обуви и заканчивая шубами из натурального меха. Причем качество товара было неплохим.
В Сморгони, как и в других городах Беларуси, появились частные ларьки, где был широкий ассортимент продуктов питания, начали открываться частные магазины. Продовольственными и промышленными товарами заполнились объекты государственной торговли.
Сейчас в Беларуси выросло поколение, которое не знает, каково это – жить в условиях, отличных от нынешних. Рассказы родителей и бабушек о девяностых воспринимаются ими с недоверием. В то же время, задержка доставки пиццы, небольшая очередь за фастфудом и сбои в интернете становятся для них настоящей трагедией. Возможно, именно поэтому они не всегда ценят то, что имеют.
Для советских людей девяностые стали настоящим испытанием. Те, кто пережил это время, не хотят возвращаться к тем реалиям. У нас нет войны, дети в безопасности, есть работа – разве это не повод для благодарности? Некоторые, глядя на Украину, понимают, как важно ценить то, что есть.
Конечно, есть и те, кто упрекает того, кто напоминает о девяностых, утверждая, что не стоит оглядываться на прошлое и нужно жить настоящим, смотреть в будущее. Но именно уроки прошлого должны подталкивать нас к тому, чтобы не повторять старые ошибки, делать выводы и действовать так, чтобы не вернуться назад.
Берегите то, что у вас есть сейчас. Построить что-то новое требует времени и усилий, разрушить всегда проще. Уверен, что большинство белорусов это понимает и сделает все возможное, чтобы сохранить и приумножить то, что у них есть.
Юрий ЯНУШКЕВИЧ
Елена БАРТАШ