Соблюдаем законодательство при списании государственного имущества
В Гродненской области в отношении имущества, находящегося в коммунальной собственности, порядок списания определен решениями соответствующих местных Советов депутатов, которыми утверждены инструкции о порядке списания имущества, находящегося в собственности соответствующего района.
Имущество может быть списано: если оно не соответствует обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам; если начисленная на него амортизация составляет 100 процентов или истек нормативный срок службы; в случае его утраты (гибели), в том числе в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и другое); если оно подлежит сносу (демонтажу) в установленном порядке в связи со строительством новых объектов или проведением работ по модернизации (реконструкции); в иных случаях, в том числе в связи с его физическим износом.
В соответствии с инструкциями списание недвижимого имущества осуществляется по решению: райисполкома - в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за райисполкомом; коммунальных юридических лиц - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по согласованию с райисполкомом.
Соответственно, если у коммунального предприятия возникла необходимость в списании имущества, оно должно руководствоваться решением соответствующего местного Совета депутатов, и если такое решение предусматривает согласование списания имущества с местным исполкомом - то произвести такое согласование.
Работы по сносу (демонтажу) имущества, включая при необходимости проведение технического обследования, разработку проектной документации, осуществляются не позднее шести месяцев со дня принятия решения о списании имущества или в иные сроки, определенные проектной документацией, но, как правило, не более двенадцати месяцев со дня принятия решения о списании имущества.
Вместе с тем как показывает практика при проведении проверочных мероприятий ежегодно устанавливается ряд нарушений при списании государственного имущества.
Так, при проведении комплексных проверок Ошмянского и Островецкого районов были установлены факты списания и демонтаж объектов, находящихся в коммунальной собственности, без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, а также выполнения не в полном объеме работ по сносу (демонтажу) объектов, по которым были приняты решения райисполкома о их сносе.
К примеру, Ошмянским РУП ЖКХ в 2021-2022 гг. без получения согласования Ошмянского райисполкома допущено списание с баланса предприятия и разборка полностью самортизированных шести объектов недвижимости, находившихся в собственности района. Аналогично без получения согласования Ошмянского райисполкома допущено списание с баланса КСУП «Краковка» пяти объектов недвижимости, КРСУП «Экспериментальная база «Боруны» - двух объектов недвижимости.
До декабря 2022 года КСУП «Гудогай» Островецкого района не был произведен демонтаж зерносушилки М-819, находящейся в хозяйственном ведении, решение Островецкого райисполкома о сносе которой принято в декабре 2020 года, КСУП «Михалишки» не были приняты меры по полному демонтажу (имелись остатки фундамента и угловых столбов) здания сарая для хранения грубых кормов, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, решение Островецкого райисполкома о сносе которого было принято в ноябре 2021 года.
Комитет государственного контроля Гродненской области обращает внимание, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение законодательства о распоряжении государственным имуществом, повлекшее выбытие имущества из государственной собственности частью 2 статьи 24.17 предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – от двухсот до тысячи базовых величин.
Контроль за соблюдением законодательства при распоряжении государственным имуществом Комитетом будет продолжен.