Василий СИТОВЕНКО: «Будьте верными своим людям»

Василий СИТОВЕНКО: «Будьте верными своим людям»

Общество
28.03.2025
434

Когда началась Великая Отечественная война, Василию СИТОВЕНКО было 6 лет. Он помнит до мелочей, как их поселок оккупировали немцы и его семья оказалась в концлагере, как сложно было в голодное послевоенное время становиться на ноги. О тяжелом детстве и юношестве, трудовой жизни и спокойной старости беседуем с малолетним узником концентрационного лагеря.

IMG_0235.JPG

– Василий Стефанович, расскажите о своей малой родине и семье, в которой родились и выросли.

– Родился я в 1934 году в местечке Ляды Дубровенского района Витебской области в крестьянской семье. Родители трудились в колхозе. Наше местечко было большим, около тысячи домов. В нем проживало много евреев, были магазины, веревочная артель, школа, хлебопекарня, мелькомбинат, маслозавод, больница, аптеки… Богато жили люди. С территорией России нас разделяла только маленькая речка. По дороге через Ляды наступал на Смоленск Наполеон. Об этом свидетельствует памятник, сохранившийся до наших дней.

IMG_0204.JPG

– Чем запомнились Вам военные годы?

– В начале Великой Отечественной через поселок шли беженцы из-под Москвы. Они квартировались в наших домах. В 1942 году от тифа умер мой отец. Нас осталось четверо: я, мама, старший брат и младшая сестра. Помню, как в 1943 году во двор заехала машина с немцами. Выгнали нас из дома, начали стрелять кур. Жители местечка, в том числе и моя семья, ушли жить в овраги, где выкопали землянки. Так мы скитались до осени, пока не пришли полицаи и немцы, собрали всех и погнали в деревню Лисуны за Оршу. Шли несколько дней. Нас – женщин, детей и стариков – поместили в барак. Кормили похлёбкой и небольшим куском хлеба, на улицу не выпускали. Маму и брата гоняли на работы: расчищать дороги от снега, чинить забор из проволоки, которой был огорожен барак.

Когда летом 1944 года освобождали Беларусь, немцы за ночь сбежали. Мы всей семьей отправились домой. Неделю возвращались обратно. Пришли на пустое поле – при отступлении немцы сожгли практически весь поселок. Осталось всего несколько еврейских домов, в которых после войны размещались школа, сельсовет.

Было очень тяжело. Поселились мы в еврейском доме у тётки. Она испечет хлеб для своей семьи и даст нам по кусочку. Вы даже не представляете, что такое запах хлеба для голодного человека. Мама оставляла детей и уезжала убирать зерно в Лидский район. За работу платили зерном, которое она доставляла домой на поезде и пешком. Позже мама устроилась работать в колхоз. Вместе с братом они разобрали в лесу землянку и соорудили небольшой домик, в который мы перешли жить.

Брат в 1944 году пошел в 3-й класс. Я до войны школу не посещал, поэтому меня в 10 лет отправили в 1-й. За один год мы прошли программу двух классов. В 1953 году окончил 10-летку.

– Где Вы учились после школы?

– Когда отмечали выпускной, у меня уже в кармане была повестка в армию. Из военкомата направили поступать в Ленинградское высшее военное училище на гидрометеорологический факультет. Приехал, поставил чемодан – и сразу – экзамены сдавать. Не прошел по конкурсу.

В конце августа подал документы в Витебский ветеринарный институт. Приняли меня без экзаменов. После института на распределение мы отправились в Молодечно, где мне посоветовали сморгонскую ветлечебницу.

– Так Вы оказались в Сморгони?

– Да. Сморгонь в те времена была большой деревней. По улицам города гоняли коров, не было ни одного многоэтажного дома, только частный сектор. Главный ветврач устроил меня на квартиру на Кревской улице. Начинал я свой трудовой путь с должности второго ветврача Сморгонского района. Всего в районе было 30 колхозов, 9 ветеринарных участков. За каждым из них закреплено несколько колхозов. Ветлечебница, в которой я трудился, обслуживала 4 пригородных хозяйства.

Благодаря работе встретил свою судьбу. Мы с фельдшером брали кровь у животных в деревне Оленец. Остановились возле дома Софьи. Она училась в техникуме на агронома и приехала на каникулы в родную деревню. В тот день состоялось только наше знакомство. Когда она уехала на учебу в Марьину Горку, написал ей письмо. С этого начались наши отношения. Через год мы поженились.

IMG_0233.JPG

– Если Вы – узник концлагеря, то Ваша супруга – дитя войны. Также с трагической историей украденного детства…

– Верно. Отец Софьи был партизаном на железной дороге. Его «сдал» полицаю односельчанин. Мама, вернувшись с полевых работ, отца уже не застала. С подругой они отправились в концлагерь Куренец, где отца потом замучали до смерти. При разговоре через проволоку он сказал матери, чтобы с детьми убегала из дома. Немецкий врач, который лечил 4-летнюю Софью от экземы, также предупредил, что необходимо уходить. Буквально через 40 минут после их ухода в дом ворвались полицаи и немцы. Искали их везде, даже в крапиве, шомполами тыкали в землю. Спустя несколько месяцев, когда врагов прогнали с нашей земли, семья вернулась из леса домой. Жили также в нищете. Директор школы детям отдавал ботинки, телогрейку. В магазине в Залесье, куда привозили хлеб для железнодорожников, продавец – участница войны, глядя на голодные глаза маленькой Софьи, жалела её и отрезала ей половинку хлеба. И девочка счастливая возвращалась в Оленец. Брат иногда отбирал хлеб и съедал половину, а ей так хотелось, чтобы и мама ­попробовала.

– Василий Стефанович, где Вы продолжили трудовую деятельность?

– Меня назначили заведующим Сольским ветучастком. В моём подчинении были фельдшер, санитар и конюх. Мы обслуживали 6 колхозов, в которых выращивали коров, лошадей, овец, свиней, кур, уток.

На тот момент у нас уже был ребёнок. Моей семье для проживания предоставили дом, в одной его части располагался ветучасток. Сначала жили бедно, но со временем приобрели дом. Жена заочно окончила ветеринарный техникум и устроилась на участок фельдшером.

Позже меня пригласили в инспекцию по сельскому хозяйству инспектором-организатором. В этой должности я контролировал работу в животноводстве хозяйств. Вскоре меня избрали председателем колхоза «Красный партизан» в Залесье. Мы переехали сюда на постоянное место жительства.

Спустя 7 лет был назначен заместителем главного ветврача в ветлечебнице. Через год стал главным ветврачом. В этой должности работал до пенсии.

IMG_0222.JPG

IMG_0224.JPG

IMG_0210.JPG

IMG_0215.JPG

IMG_0219.JPG

– В ноябре прошлого года Вы с супругой отметили железную свадьбу – 65–летие совместной жизни. Главное нажитое Вами богатство – это семья. Безусловно, Вам есть кем гордиться…

– Конечно. Мы воспитали сына, помогли ему получить высшее образование. Он проживает в Амелино, уже на заслуженном отдыхе. У нас взрослые внук и внучка, которые не забывают о бабушке с дедушкой, замечательные 3 правнучки.

IMG_0226.JPG

– Василий Стефанович, на Вашу долю выпало немало испытаний. Сейчас живете в достатке, не обделены вниманием родных и близких. Над нами – мирное небо. С высоты прожитых лет какое наставление Вы бы дали молодому поколению?

– Быть верным своим людям, не причинять им зла, быть справедливым и правдивым.

Оксана ГЕЙБОВИЧ

Фото автора и из архива Василия СИТОВЕНКО

Статьи по теме: