Иван РОМАШ: «Берегите нашу страну»
Герой этой публикации – малолетний узник концентрационного лагеря Иван Ромаш, который поделился своей историей жизни.
– Иван Иванович, расскажите о своих родителях. Как они оказались в плену?
– Моя мама родилась в зажиточной семье военного и балерины. Ее мать рано умерла, поэтому двое детей вынуждены были часто переезжать вместе с отцом. Брат мамы пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Отец – полковник Скачков – принимал участие в освобождении Ростова–на–Дону от немецко–фашистских захватчиков. Одна из улиц города названа его именем. Погиб он на территории одного из европейских государств, там же и похоронен.
В 1943 году мама, жительница Могилева, была задержана за связь с партизанами и отправлена в Германию в концлагерь. Она хорошо знала немецкий язык, поэтому вызвалась работать в хозяйстве одного из немцев. Там познакомилась с моим отцом, который доил коров у этого хозяина.
Папа родом из Островецкого района. В 1939 году он был призван в польскую армию. Вместе с товарищами стойко защищал полуостров Вестерплатте, который немецкие войска не могли долго взять штурмом. Гитлеровцы решили направить состав с горючим, чтобы сжечь этот стратегически важный участок. Однако польские военные, боровшиеся против нацистов, разобрали железную дорогу и подорвали состав с топливом. Балтийское море горело 3 дня. Отец все–таки попал в плен к немцам.
– Вы родились в Германии?
– Да. 2 января 1944 года. В г. Бартоне нынешней Калининградской области. Немцы сказали: «Русский Иван родился». Поэтому меня так и назвали. Через неделю после моего рождения мама приступила к работе. За мной присматривали другие женщины–узницы. Мама после рабочего дня находила меня и грязным, и голодным.
Мама Ивана Ромаша (справа) с его женой и дочерью
– Когда Ваша семья вернулась на Родину?
– В сентябре 1945 года. Во время бомбежки города мы с мамой чудом остались в живых. После его освобождения мама некоторое время была переводчицей в советских войсках. Затем нам дали коня и повозку, на которой мы добирались до Беларуси. На литовской границе у нас практически всё отобрали, оставили только часы, которые я хорошо помню из своего детства.
Вернувшись в Островецкий район, поселились в родительском доме отца. Однако семья была большая, дом маленький, поэтому нам выделили надел земли, мы купили небольшой домик в д. Белая Вода. Папа трудился в колхозе, мама сначала продавцом в магазине, позже – телятницей. У родителей на свет появились еще 3 дочери.
Когда мне было 4 года, моя семья оказалась под угрозой ссылки. Отца хотели отправить в Польшу, а нас с матерью – в Сибирь. Она написала письмо в Москву. Вскоре пришел милиционер и сказал, что решили нас не трогать.
Интересная история связана с годом моего рождения. Когда пришла пора идти в школу, документов никаких не было. Вместе с папой мы поехали в Ошмяны, где комиссия должна была определить, сколько мне лет. Отец назвал год, когда меня крестили. Поэтому в документах дата моего рождения – 2 января 1945 года.
В конце 1990–х годов немецкий фонд производил выплаты узникам Великой Отечественной войны. Мы отправили запрос в Калининградскую область. Пришел ответ, подтверждающий, что я действительно родился в концлагере. В Минске проверили всю документацию и через несколько месяцев выплатили мне компенсацию.
Иван Ромаш во время службы в армии
– Какое образование Вы получили? Где началась Ваша трудовая деятельность?
– Первые деньги я заработал в 7 лет – в колхозе возил на коне навоз. Пока учился в школе, подрабатывал в сельском хозяйстве. За заработанные деньги покупал необходимые вещи.
После окончания 8 классов учился по направлению военкомата в Ошмянах на водителя. Отслужив 3 года в армии, устроился в организацию в Вильнюсе, где мы вновь встретились с моей будущей женой.
– Вы раньше были знакомы?
– Мы учились в одной школе. В Вильнюсе жили в общежитиях недалеко друг от друга. Александра работала штукатуром–маляром, я – водителем.
После нашей свадьбы решил поехать на строительство Байкало–Амурской магистрали, чтобы заработать деньги на покупку квартиры. Вскоре ко мне приехали жена с маленькой дочкой. В городе Усть–Кут мы прожили более четырех лет.
– Как Вы оказались в Сморгони?
– Отец супруги после выхода на пенсию переехал из Белой Воды на свою малую родину – в д. Горани Сморгонского района. Мы последовали за ним. Сначала я работал в мелиорации, позже устроился в СУ–171. В течение месяца нам выделили общежитие, через полтора года получили квартиру, в которой сейчас проживаем. Много лет трудился на силикатном заводе, 5 лет – грузчиком в магазинах города. Последний год до пенсии – в ЖКХ. Приятно, что сотрудники коммунальной службы помнят обо мне, регулярно поздравляют с праздниками, дарят подарки.
На заслуженном отдыхе с супругой 15 лет выполняли полевые сезонные работы в сельхозорганизациях нашего района, в основном в КСУП «АгроСолы».
Молодожены Александра и Иван Ромаши
– Вы прожили вместе почти 56 лет. За вашими плечами – многочисленные радости и печали, приятные заботы и трудности. Кто сейчас делает вас счастливыми?
– Две дочери, пятеро внуков и правнук. Это наша гордость. Мы помогали и помогаем дочкам в воспитании и обучении внуков, а они не забывают о нас.
– Поделитесь секретом семейного долголетия.
– Нужно уступать друг другу и не держать обиды. Если поссоримся – быстро забываем об этом. Всю жизнь мы идем плечо к плечу, трудились на одних предприятиях.
– Иван Иванович, с высоты прожитых лет какое наставление дали бы молодому поколению?
– Я прожил тяжелую жизнь. Было всякое. Теперь мы живем хорошо. Так что скажу только одно: берегите нашу страну.
Оксана ГЕЙБОВИЧ
Фото автора и из архива семьи РОМАШ