В Сморгони, где каждый день много людей пользуются общественным транспортом, произошло необычное событие — в «Автопарк №17» в мужской коллектив водителей пришла работать женщина. Её появление сразу привлекло внимание пассажиров, ведь не каждый день в Сморгони можно увидеть женщину за рулём автобуса.
Единственная в Сморгони женщина-водитель автобуса Светлана Мороз: «Всегда хотела ездить на больших машинах. На маленьких мне скучно»
С первых дней работы Светланы Мороз в автопарке все заметили её профессионализм и ответственность. Как признаётся сама женщина, она быстро освоила все тонкости управления транспортным средством. Оно и не удивительно, ведь за хрупкими плечами этой женщины – огромный опыт вождения, накопленный более чем за 20 лет.
– На права я отучилась сразу после школы. Моим первым автомобилем был ЗИЛ. Потом были и ГАЗ, и КамАЗ.... Признаюсь, я всегда хотела ездить на больших машинах. На маленьких мне скучно, – шутя говорит водитель.
Наше первое заочное знакомство со Светланой произошло в 2016 году на районном конкурсе «Автоледи», в котором она заняла 2 место. Тогда эта конкурсантка нам запомнилась своей виртуозностью вождения. До недавнего времени Светлана работала водителем-экспедитором, но осенью 2023 года решила пойти в автопарк. О своём желании она рассказала только матери, которая поддержала женщину. Руководство организации с оптимизмом отнеслось к тому, что в коллективе водителей будет трудиться женщина.
Но самостоятельно работать Светлана Мороз начала только спустя месяц стажировки. Всё это время она изучала работу кассового оборудования, маршрутную сеть города. Несмотря на то, что женщина живёт в Сморгони почти 10 лет (родом она с Вилейки), в городском автобусном сообщении она ориентировалась плохо. Но уже спустя полгода все тонкости работы водителя автобуса изучила досконально.
– Я думала, что будет намного тяжелее, но пока мне всё нравится. Большой руль и большие колёса – это то, о чём я всегда мечтала. В автопарке мне дали новый автобус. Здесь всё на электронике, поэтому в его ремонт я не вмешиваюсь. Этим занимаются на сервисе. Я лишь могу уровень масла посмотреть и фильтры поменять.
Не отпугнул Светлану и график работы. Как известно, у водителей автобусов рабочий день начинается очень рано, а заканчивается поздно. Иногда приходится вставать в 3 часа ночи, чтобы в 4 утра быть на работе. Ведь перед выездом автобус необходимо осмотреть, заправить его, пройти медицинское освидетельствование, заполнить путёвки. И только после этого водитель готов выезжать на маршрут.
Светлана Мороз говорит, что после того, как начала работать водителем автобуса, в свой адрес слышит много положительных отзывов и слов восхищения, но в основном только от женщин-пассажиров. Мужчины неохотно хотят говорить комплименты по поводу её манеры вождения. Возможно, отказываются признавать, что Светлана водит аккуратнее их, а на дороге ведёт себя осторожно. Случалось и такое, что мужчины, пытаясь задеть водителя, намеренно критиковали её.
– Поначалу возвращалась домой со слезами, не понимая, неужели я – опытный водитель с таким большим стажем могу плохо ездить. Но со временем приняла тот факт, что есть люди, возможно, с комплексом неполноценности, и стала просто игнорировать негативные отзывы. С другой стороны, трудности делают нас сильнее, поэтому научилась не обращать внимания на критику. Работу свою я люблю и рада, что она приносит мне удовольствие, а пассажирам – пользу, – подытожила нашу беседу Светлана Мороз.
Сергей ЮРЕВИЧ
Фото автора