«В беде – не сробеет, – спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт», – слова из поэмы «Мороз, Красный нос» Николая Некрасова вспомнились сразу, как только мы познакомились с Геновефой КАЖАРНОВИЧ из деревни Милути. Недавно этой «некрасовской женщине» исполнилось 90 лет. Сильная, волевая, уверенная в себе, необычайно трудолюбивая и оптимистичная.
Некрасовская женщина
«Жизнь меня не баловала, – говорит Геновефа Вацлавовна. – Отца своего я никогда не видела. Он умер, когда брату было пять лет, а я ещё не родилась. После моего рождения мама с детьми перехала из Сморгонь в Милути к дяде. Здесь я прожила всю жизнь».
Бесстрашие и твёрдый характер Геня продемонстрировала ещё в 9-летнем возрасте, когда вместе с младшей сестрой пасла овец. «Прибился в стадо волк, – вспоминает моя собеседница, – стал гонять овец, а я – его. И так мы бегали, пока он не схватил ягнёнка и бросился в кусты. Я – за ним, сильно крича. Сестра себе орёт, я – себе. Отобрать ягнёнка не удалось. Сестра получила серьёзный стресс и после этого мало прожила.
В школе училась хорошо, очень любила математику. Но после 4 класса мама на занятия не пустила, нужны были рабочие руки. Вместе со старшим братом я ходила по людям и зарабатывала «копейку» для семьи».
Девочка рано научилась управляться с лошадьми. Бывало, мужчины из деревни приходили на луг, где паслись лошади, и не могли поймать своего «рысака». Тогда нередко им на помощь приходила Геня – она буквально «магнетизировала» коней.
В 19 лет Геновефа вышла замуж, мужу было 30. Позже мужчина (шутя или нет?) признается, что давно заприметил трудолюбивую Геню и ждал, пока она повзрослеет. «Несмотря на то, что мама моложе папы, но в доме она была главой. Отец многое умел делать своими руками: по строительству, столярничал, он даже сам цимбалы в молодости смастерил, играл на свадьбах, проводах и деревенских танцах, – вспоминает Тереса Антоновна, дочь Геновефы Кажарнович. – Во время строительства дома процессом руководила мама, папа старался выполнять все пожелания жены и звал её всё время «Мой генералиссимус».
Кажарновичи вырастили троих сыновей и двоих дочерей. У них всегда было большое хозяйство, в труде воспитывали и детей, и внуков. Вот уже 23 года, как Геновефа Вацлавовна – вдова, три года назад похоронила среднего сына. Её трудолюбие и большая сила воли не дают опустить руки. «Я поэтому и прожила так много, что никогда на месте просто так не сидела. Работала в поле, потом – в столовой, много лет кормила школьников Лещеняцкой школы, комбайнёров во время уборочной, организовывала свадебные и поминальные столы. Шила, вышивала, вязала, ткала…», – улыбается юбилярша.
В последние годы дом Геновефы Вацлавовны стал местом для проведения традиционного «Кажарновского фэста». Дети, 10 внуков с семьями, 11 правнуков – все раз год, в первую субботу августа, приезжают в Милути. За большим богатым столом собирается человек под сорок. Все готовят концертные номера, маскарадные костюмы. Кто умеет хорошо работать, тот умеет хорошо отдыхать, а ещё – быть сплочёнными и ценить друг друга.
Галина АНТОНОВА
Фото автора