Василий СИТОВЕНКО: «Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего 7 лет»

 

Василий СИТОВЕНКО: «Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего 7 лет»

Общество
11.04.2024
586

«Говорят, у нас не было детства. Оно было… Но какое! Даже вспоминать страшно. Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего 7 лет», – с таких слов начал свой рассказ малолетний узник концлагеря Василий СИТОВЕНКО.

photo_2024-04-11_11-13-32.jpg

Родился Василий Степанович в 1934 году в местечке Ляды Дубровенского района, Витебской области в семье крестьян. «В 1942 году умер отец. Нас осталось четверо: мама, брат, сестра и я, – рассказал Василий Ситовенко. – В 43–м году пришли немцы и оккупировали нашу местность, где проживало много евреев». Именно здесь в Лядах размещалось еврейское гетто.

Как отметил Василий Степанович, сразу арестовали евреев. В школу согнали более 100 человек. Их охраняли полицаи, территория была огорожена колючей проволокой.

– Мы были свидетелями, как евреев под усиленным конвоем вели на «русскую» сторону, – говорит мужчина. – Там, возле противотанкового рва, всех расстреляли из пулемётов. Просто упавшие в яму и раненые были закопаны живыми. На месте расстрела узников гетто после войны родственники погибших евреев за свои средства изготовили и установили рядом с Лядами памятник «Жертвам фашизма».

Другие жители местечка, в том числе и вся семья Василия Ситовенко, оставив свои дома, ушли жить в овраги, где выкопали землянки. В конце 1943 года и туда пришли полицаи вместе с немцами. Окружив жителей, погнали их до д. Лисуны. Шли несколько дней. Там людей разместили в бараках.

– В большом деревянном помещении жили старики, женщины и дети. Барак был огорожен колючей проволокой, охраняли нас с собаками. Молодых мужчин из нашего местечка не было: кто–то пошел в партизаны, кто–то выбрал другой путь – стал полицаем, – рассказал Василий Степанович. – У некоторых была кровать, а у кого-то просто лежала солома. Ели баланду и кусок хлеба. Мать и брат зимой ходили на очистку дорог, где размещался немецкий аэродром. Немцы были разные: кто-то смотрели по-зверски, а кто-то мог угостить даже конфетой. В то время в бараке сильно свирепствовал тиф, от которого много умирало детей. Я тоже переболел. Но Бог меня уберег. Мало людей вернулось оттуда.

В июле 1944 года пришли солдаты Красной армии. Возвращение домой Василий Ситовенко хорошо запомнил. «Неделю шли обратно. Вернулись на голое место. Там, где до прихода немцев было 900 жилых домов, не осталось ни одного. Всё было сожжено», – делится своими воспоминаниями малолетний узник.

«Много времени прошло после окончания Великой Отечественной войны, но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Ведь воспоминания о прожитых днях и годах из памяти уже не вычеркнуть» – со слезами на глазах утверждает Василий Степанович.

Наталья РЫЛЁВА

Фото автора

 

Статьи по теме: