Человек с инвалидностью: как протянуть руку помощи?

 

Человек с инвалидностью: как протянуть руку помощи?

Общество
29.09.2023
1003

В социальных объектах нашего города с недавнего времени стали появляться специалисты по оказанию ситуационной помощи людям с инвалидностью. Это работники учреждений, которые встречают инвалида, узнают цель посещения, сопровождают его, оказывают необходимую помощь (в том числе и в заполнении документов), помогают выйти на улицу.

Как наладить контакт со слабослышащим или глухим человеком? Каким образом можно помочь слепому? Как общаться с детьми-инвалидами? Что нужно делать, если человеку на коляске необходима помощь? На эти и другие вопросы присутствующие получили исчерпывающие ответы во время  обучающего семинара на тему: «Навыки коммуникации с инвалидами различных категорий, в том числе по оказанию ситуационной помощи». Мероприятие проходило в УТЦСОН «Тёплый дом».

Приветствовали собравшихся заместитель директора УТЦСОН «Тёплый дом» Людмила Олехно и заведующая отделением социальной реабилитации, абилитации инвалидов Инна Раутенко.

Что нужно помнить, общаясь…

Со слепыми и слабовидящими людьми. 

IMG_9835.JPG

IMG_9821.JPG

Председатель Гродненского областного общественного объединения: «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» Ирина Новикова назвала несколько ошибок, которые совершают те, кто взаимодействует с инвалидами по зрению. К примеру, продавец нередко на вопрос о цене продукта, наличии тех или иных товаров, может ответить: «Всё перед Вами», «Все цены на витрине» или «Всё, что на витрине», добавив фразу «А Вы, что не видите?», которая может легко обидеть любого человека, особенно инвалида по зрению.

Если слепой или слабовидящий приходит к врачу или в другую службу, то человеку, сидящему на приёме, не следует быть голосовым навигатором, объясняя «Пройдите два шага вперёд, поверните налево», а подойти и провести инвалида к месту, где будет осуществляться беседа.

Как правильно провести незрячего? Незрячий берет сопровождающего выше локтя рукой. При движении он отстаёт от сопровождающего на шаг. Направление движения незрячего указывает поворот локтя сопровождающего. Нельзя использовать слова: туда, сюда, там, тут. Лучше предупредить словами «ступенька вверх», «здесь стул» и т. д.

Если незрячему человеку нужно прочитать документ, то не следует пропускать информацию, не заменять чтение пересказом. Особенно, если этот документ инвалид должен подписать.  Инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.

«Суть помощи - создать для незрячих таких бытовых условий, такой безопасной безбарьерной среды, чтобы отсутствовала потребность в помощи зрячих. Самое главное, оказывая помощь, - уважать человеческое достоинство пациентов», - резюмировала Ирина Новикова.

С глухими людьми. 

IMG_9856.JPG

Председатель Гродненской областной общественной организации  «Белорусское общество глухих» Анна Супрун отметила: «Как известно, многие глухие люди умеют читать по губам. Поэтому при разговоре, не надо опускать голову, закрывать рукой рот. Если приходится общаться через переводчика, то обращаться следует непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.       

Говорите с обычной скоростью, не быстрее и не медленнее, как обычно. Не пытайтесь кричать очень громко. Некоторые люди могут слышать на нормальных уровнях, но звук они воспринимают нарушенным, как на старой грамзаписи. Говорите лишь немного громче, чем обычно, подбирая подходящий уровень».

При общении с глухим, можно использовать наглядные приемы передачи информации: понятные общепринятые жесты, письменное общение, технические средства для набора текста (смартфон, планшет, компьютер).

С инвалидами-колясочниками. 

IMG_9870.JPG

Председатель районной организации ОО «Белорусское общество инвалидов» Евгений Шматина, который передвигается на коляске, уточнил: «Прежде, чем оказывать помощь колясочнику, необходимо спросить, нужно ли это делать. Если человек подтвердит, то не следует тут же брать руками за коляску и двигать её. Колясочник сам объяснит алгоритм действий. Не следует обижаться, что он командует, просто сделать то, что человек просит, тогда помощь будет качественной».

Евгений также озвучил проблему, что не все водители автопарка внимательно следят за действиями колясочников и помощников при посадке в салон.

С детьми и подростками с инвалидностью. 

IMG_9860.JPG

Председатель районной организации «Огонёк надежды» ОО  «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» Данута Рак говорила о том, насколько важно детям и подросткам с инвалидностью быть в социуме, общаться со здоровыми детьми. А доброжелательность и улыбка сотрут все барьеры в отношении.

Озвученная информация полезна не только работникам УТЦСОН «Тёплый дом». Её должны знать и те, кто работает в сфере обслуживания, медицины, педагогики... Каждому из нас. На встрече присутствовали представители центральной районной больницы, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, района электрических сетей. Как отметила Людмила Олехно, специалисты УТЦСОН «Тёплый дом»  обязательно встретятся с работниками организаций и предприятий города и поделятся полученной информацией.

IMG_9813.JPG

IMG_9824.JPG

IMG_9864.JPG

IMG_9818.JPG

IMG_9803.JPG

Галина АНТОНОВА.

Фото автора.

 

 

 

 

Статьи по теме: