Неизвестный аутизм. Как распознать?
Проявляется аутизм, как правило, триадой симптомов. Ведущим среди них является уход от социального взаимодействия, погружение «в себя». Проявляется это в стремлении к одиночеству, снижении способностей к установлению контактов с окружающими. Ребёнок с аутизмом не может выразить своё эмоциональное состояние и не реагирует на эмоциональные состояния других людей.
Стереотипность в поведении является еще одним «маркером» аутизма. Связана она со стремлением ребёнка сохранить стабильные, знакомые условия жизни. Проявляется в увлечении однообразными действиями: моторными (раскачивания, потряхивания, взмахи руками), речевыми (повторение одних и тех же звуков, фраз), сенсорными (одни и те же манипуляции с предметами: постукивание, потряхивание, вращение, разрывание). Может наблюдаться увлечённость одним и тем же предметом, одной и той же игрой. Даже незначительные изменения в окружающей действительности вызывают детский страх и сопротивление.
Особая задержка развития речи либо нарушение её формирования – составная часть проявлений аутизма. Варианты речевого недоразвития могут быть разными.
Иногда при наличии активной речи дети не используют личные местоимения (они говорят о себе в третьем лице, обозначают себя по имени), о своих желаниях сообщают глаголами в неопределённой форме. Могут отмечаться также необычный тембр голоса, несоответствующая ситуации интонация. Редко используются жесты.
Психологический портрет ребёнка с аутизмом составить невозможно, т. к. это нарушение развития проявляется вариативно, характеризуется разным течением, в этой связи и прогнозы в развитии детей очень разнятся. Степень аутистических нарушений у детей бывает различной, их глубина может меняться с возрастом. Общим же является то, что основные функциональные сферы - эмоциональная, когнитивная, моторная, речевая - формируются неравномерно. Очень часто аутистическим нарушениям сопутствуют нарушения интеллекта.
На первом году жизни заподозрить аутизм сложно. Наиболее явно аутистические нарушения проявляются после двух-трёх лет жизни ребёнка. Многие родители наслышаны о стандартном наборе признаков аутизма: отсутствии зрительного контакта, выстраивании предметов в ряд, нежелании общаться с другими детьми, задержке в развитии речи. Но это не всегда так. Дети с аутизмом могут смотреть в глаза, взаимодействовать на горке, площадке и не выстраивать игрушки «паровозиком». И даже говорить могут начать вовремя. Но при этом их поведение отличается. Родителям, которых тревожат особенности в поведении детей, нужно обращать внимание в первую очередь на то, проявляют ли последние интерес к другим людям.
Ребёнок с аутизмом будто не замечает других людей, часто он их словно использует для достижения своих целей (к примеру, когда хочет получить что-то, что недоступно ему самому). Существуют и другие, более «мелкие» признаки, среди которых:
- проблемы с переходом младенца к обычной, неперетёртой пище, однообразный рацион;
- ребёнок подолгу занимается чем-то в одиночку, его трудно переключить с одного вида деятельности на другой;
- игры однообразны, хаотичны или не имеют сюжета;
- несоответствие интересов возрасту ребёнка: рано заучивает цифры, буквы, предпочитает их игрушкам;
- позднее формирование «туалетных» навыков;
- позднее формирование двигательных навыков, моторная неловкость;
- неуправляемость, истерики, агрессия, аутоагрессия (агрессия, направленная на себя самого);
- нарушения сна (ночное бодрствование);
- стереотипные действия (к примеру, когда ребёнок подолгу крутит колёса, открывает либо закрывает двери).
В настоящее время существует множество методов, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми с аутизмом: ТЕАССН, АВА (прикладной анализ поведения), сенсорная интеграция, альтернативная и поддерживающая коммуникация, Томатис, нейропсихологический подход, разновидности терапий (музыко- и арттерапия, иппотерапия, каннистерапия, дельфинотерапия, кинезиотерапия). В работе мы используем сенсорную стимуляцию, элементы метода АВА. Конечная цель АВА – научить ребёнка осваивать окружающий мир самостоятельно. Выбор этого метода оправдан тогда, когда поведение ребёнка не поддаётся контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя.
Обучение и воспитание детей с аутизмом требует создания адаптивной образовательной среды, которая включает в себя обеспечение благоприятной эмоциональной обстановки, тщательный подбор программно-методического и дидактического материала, пространственную организацию среды, визуализацию времени. В целом образовательная среда организуется таким образом, чтобы обучение было последовательным и предсказуемым для ребёнка.
Наталья МАЛЬКО,
учитель-дефектолог Сморгонского центра коррекционного развития и обучения.