В созвездии творчества, таланта и трудолюбия
«После того, как убрали памятник Ленину, осталась площадка, которую можно оформить по-новому, - считает участник нашего конкурса. – Здесь можно создать объёмно-пространственную металлоконструкцию с отображением истории Сморгонского района (на шести планшетах). В одном месте – рассказать об основных исторических вехах нашего региона. Конструкция органично впишется в структуру существующего благоустройства площади».
Видно, что Александр Григорьевич вдохновлен этой идеей. У него по-прежнему горят глаза. В своё время он многое сделал для города и района. Сейчас – на заслуженном отдыхе, но его креативные мысли, как и раньше, не спят…
Говорят, по-настоящему человек счастлив тогда, когда живёт в творчестве. Оно даёт ему крылья, которые поднимают его над обыденностью, рутинностью, житейской прозой. Александра Божидая творчество увлекло ещё в школьные годы и до сих пор греет его душу.
Широкое поле деятельности
Александр Божидай родом из деревни Руда Ивацевичского района. Он был последним, пятым, ребёнком в семье. «Отец умер, когда мне было 4 года. Поэтому воспитанием занималась, в основном, мама. Старшие братья и сёстры к тому времени уже выпорхнули из родительского гнезда, точнее, разъехались кто куда: Москва, Ленинград, Харьков, Молодогвардейск».
Парень рос активным, любил рыбачить, кататься на лыжах и коньках, играть в волейбол и футбол, помогал матери по хозяйству. А первую запись в его трудовой книжке сделали в колхозе: помощник комбайнёра. На уборочной он отработал сезон, тогда ему было 16 лет.
Старший брат хотел, чтобы Саша пошёл в военные: матери проще было бы его учить. Но у юноши были другие планы. Он представлял себя в искусстве, любил рисовать. Когда создал большую копию работы Виктора Васнецова «Богатыри», в него поверили родные.
«После трёх лет службы на Балтийском флоте я по-прежнему мечтал стать художником, - вспоминает мой собеседник. - И даже попробовал поступить в Харьковский художественно-промышленный институт, но не выдержал творческого экзамена. Элементарно мне не хватило знаний по рисованию, ведь я не учился ни в художественных школах, ни в студиях. А все, кто со мной поступал, за плечами имели такой опыт.
Но уезжать ни с чем из Харькова не хотелось, поэтому решил подать документы в инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. О том, что я стал архитектором, ни разу не пожалел. Ведь поле деятельности у архитектора – широкое. Он и художник, и дизайнер, и скульптор, у него должно быть пространственное мышление и воображение, умение видеть объект и переносить своё видение на бумагу».
Отучившись один год в Харькове, Александр вернулся в Беларусь, перевёлся на второй курс Брестского инженерно-строительного института. Главная причина – молодая жена и маленькая дочка. Да! К этому времени у нашего героя уже была семья. Жена Валентина – его одноклассница, которая три года ждала Александра из морфлота. Как только вернулся, в 1979, они поженились, а спустя год стали родителями.
В Бресте молодая семья ютилась на съёмной квартире. Валентина устроилась в детский сад. Александр, как мог, старался материально обеспечивать семью: учился на повышенную стипендию, работал на полставки лаборантом на кафедре, а также в студенческом проектно-конструкторском бюро. Летом группа заинтересованных студентов создала студотряд «Зодчий», по собственным проектам делали детские площадки: с горкой, скамеечками, песочницей, беседочками, входными воротами. «Изюминкой» площадок стали деревянные скульптуры – сказочные персонажи: Царевна-Лебедь, Емеля, гномики… Выполнять эту работу взялся Александр. «Фигуры я вырезал из дуба (брал в Беловежской пуще «некондицию»). Никто меня специально этому ремеслу не учил. Всё самостоятельно постигал, - отмечает мой собеседник. – Скульптуру, лепку, живопись мы изучали в вузе, надо было добавить немного трудолюбия и творческую жилку».
Давно известно: мастер, вырезающий фигуры из дерева, должен точно ощущать объем и фактуру, тонко чувствовать материал. Деревянные фигуры, которые делаются из цельного куска, ошибки мастеру не прощают. Одно неправильное движение руки – и неточность исправить практически невозможно. Очень тонкая работа, которая развивала творческий потенциал нашего героя и приносила неплохой доход.
Архитектура – это застывшая музыка
1985 год. Учёба в вузе близилась к завершению. Во время распределения у Александра был выбор (он шёл в числе первых). Выбрал Гродненскую область, пожалуй, самую передовую в Беларуси. А позже, в облисполкоме, признался, что заинтересован не только в работе, но и в жилье для семьи. Тогда ему предложили Сморгонь – город с большими перспективами, где началось строительство тракторного завода и жилищной инфраструктуры. Всего год Александр Божидай отработал в проектном бюро при районном архитекторе – и председатель горисполкома Илья Рак позвал его на должность главного архитектора города. Александр Григорьевич, улыбаясь, отмечает, что с головой окунулся в работу, не заметил, как 10 лет пробежало. А потом городской и районный исполкомы объединили – и Александр Божидай стал заместителем главного архитектора района. В 2009 году его назначили заместителем председателя райисполкома. В этой должности он тоже отработал десять лет.
Сейчас, путешествуя по городу, наш собеседник может подробно рассказывать, как в Сморгони решались проблемы с гаражным строительством, как организовывалось возведение индивидуальных жилых домов, как прирастали к городу новые микрорайоны – Восточный, Молодёжный, Западный, Корени… Как один за одним появлялись новые магазины, школы, детские сады… Как менялось дорожное полотно не только на основных улицах, но и какие «фишки» приходилось придумывать, когда благоустраивали пешеходный бульвар на улице Советской. Как непросто было подступиться к городскому парку, который буквально покрылся дикими зарослями. Без преувеличения, наш герой – ходячая энциклопедия Сморгони (если говорить о строительстве и благоустройстве).
С каждым повышением в должности появлялось больше обязанностей. Когда Александр Григорьевич стал работать заместителем председателя райисполкома, весь район оказался в его «объективе». Везде побывать, увидеть проблему своими глазами и по возможности решить её – таким принципом он руководствовался. Поэтому много ездил по Сморгонщине, в том числе и в выходные дни.
Но где бы ни работал наш герой, он всегда находил время для творчества. Когда только приехал в Сморгонь, вместе с командой единомышленников продолжил дело студотряда «Зодчий». Работали мастера по выходным. Новые детские площадки с деревянными скульптурами появились в детских садах в Валейковичах, Белковщине, Мицковичах, Залесье, возле сморгонского лесозавода. В таком же стиле сморгонские мастера стали делать въездные знаки. Первыми среди заказчиков оказались колхоз «Россия» и «50 лет СССР».
Приложил руку и своё творческое видение Александр Божидай к созданию памятника жертвам Первой и Второй мировых войн в деревне Белая, памятника-танка ИС-3 (на мемориальном комплексе «Переправа»), памятных знаков: на месте лагеря военнопленных (возле центральной районной больницы), воинам-интернационалистам (возле центральной районной библиотеки), воинам-ракетчикам (в сквере микрорайона Западного), в честь 2000-летия Рождества Христова (на въезде в город со стороны Молодечно), а также композиции «Дерево счастья» (возле Дворца бракосочетания) и оформлению моста (от загса к площади Ленина). Участвовал в реконструкции памятника погибшим воинам и партизанам. На всех этапах творчества поддерживал скульпторов, которые в 2013 году в Сморгони во время пленера создавади новые парковые композиции из природного камня. Много сделал для того, чтобы в городе появились «Медвежья академия» и мемориальный комплекс памяти героев и жертв Первой мировой войны.
«Но есть проекты, которые не удалось реализовать. Мы не установили «скамью Наполеона» и знак в память о женском батальоне смерти Марии Бочкарёвой, который героически проявил себя под Сморгонью во время Первой мировой войны, - уточняет Александр Григорьевич. – Хочется верить, что когда-нибудь эти исторические объекты всё же появятся».
Психологи утверждают: для людей, которые занимаются креативной деятельностью, необходима поддержка. В первую очередь, их должна поддерживать семья, и только потом – друзья, коллеги, поклонники таланта. Александру Григорьевичу повезло: у него всегда был надежный, понимающий тыл: жена и две дочери, а теперь уже и зятья, и внуки. Они не только поддерживают, но и вдохновляют на новые творческие находки.
18 марта Александру Божидаю исполняется 65 лет. Настало время раскрыть новые грани своего таланта, представить свои работы на персональной выставке (почему бы и нет?), написать мемуары (материала для этого хватает).
Александр Григорьевич! Пусть исполняются мечты, здоровье не подводит, творчество не покидает, а родные (и не только) во всём Вас поддерживают. С юбилеем!
Галина АНТОНОВА.
Фото автора и из архива Александра БОЖИДАЯ.