У православных начался Рождественский пост, который готовит верующих к светлому празднику Рождества Господа Иисуса Христа.
Этот пост менее строгий, чем Великий и Успенский. Начинается 28 ноября и длится сорок дней.
О том, как провести пост с пользой для души, в чем смысл воздержания в еде и как встретить новогодние праздники, мы поговорили с пресс-секретарем Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви иереем Игорем Данильчиком.
– Отец Игорь, как с пользой для души провести время Рождественского поста? Какова цель этого поста?
– Рождественский пост – последний многодневный пост в календарном году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января. Так как заговенье на пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа, 27 ноября, то этот пост еще называют Филипповым.
На вопрос о том, как правильно поститься, отвечает Сам Господь Иисус Христос: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18).
Святые отцы толкуют это место Священного Писания следующим образом: «умыть лицо» обозначает поститься телесно, чтобы ослабить или вовсе искоренить свои греховные привязанности; помазание головы – это символ священнодействия, «помазать голову» обозначает участвовать в богослужениях и Таинствах Церкви, прежде всего в Таинствах Исповеди и Причастия, через них очищаться от греха и соединяться с Богом. Особенно это актуально во время поста, когда верующий человек должен углублять и свое молитвенное домашнее правило и почаще ходить на службы в храм.
Таким образом, два главных начала поста – телесное воздержание и развитие духовное. Сюда также нужно добавить и дела милосердия, к которым нас в Евангелии прямо призывает Господь (см. Мф. 25:31–46).
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и принести Ему в дар от себя наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
– В чем смысл воздержания в еде в период поста? Как соблюсти меру в плане «что можно, а что нельзя есть во время поста»?
– На время Рождественского поста верующими людьми из рациона исключается пища животного происхождения, кроме рыбы и других морепродуктов. Рыба не вкушается по средам и пятницам ради Страстей Христовых, так как в среду Спасителя предали, а в пятницу распяли. Пост делится на два периода. Первый, с 28 ноября по 2 января, – пост нестрогий. И второй, со 2 по 6 января включительно, – строгий пост. В этот период разрешается только постная пища с елеем (растительным маслом). 6 января – Рождественский сочельник. По Уставу в этот день православный христианин не должен есть и пить до окончания вечернего богослужения. После этого вкушается сочиво, или коливо. В древности это была вареная пшеница с медом. Сейчас она часто заменяется рисом. Степень воздержания в еде необходимо соразмерять cо своим духовным и физическим состоянием, советуясь с духовником и, если нужно, с врачом.
Часто можно слышать утверждение, что телесный пост, мол, не важен, а главное – это духовное воздержание. Но как мы можем говорить об аскезе духовной, если не прошли более грубый и примитивный уровень – аскезу телесную. Прыгун не перепрыгнет через перекладину высотой в два метра, если сначала не научится брать высоту в метр. Все нужно делать поступательно.
С другой стороны, действительно можно наблюдать некий ригоризм, то есть чрезмерную строгость у отдельных постящихся, когда именно воздержание от вкушения тех или иных продуктов во время поста превращается в самоцель. В итоге форма становится смыслом. Вот чем нужно поверять свой пост: если я строго пощусь и много молюсь, а «любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий… я ничто» (1 Кор. 13:1, 2), и все мои аскетические подвиги тщетны.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от осознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступлений», — писал святитель Иоанн Златоуст. В пост мы не только ослабляем плоть ограничениями в пище, но и уклоняемся от зрелищ и увеселений, избегаем грехов. Благодаря этому наш дух становится сильнее, а наше внимание и время, наконец, высвобождается для Небесного Отца.
– Как с христианской точки зрения лучше провести новогодние праздники?
– Новый год можно встречать, не нарушая поста. Новогодний стол при этом должен состоять из постных блюд, а в еде и питье следует соблюдать умеренность. При этом нужно помнить, что для христианина неприемлемо заниматься чествованием зверей или мифических животных китайского гороскопа, преклоняться перед крысой, кабаном, собакой или драконом. Это язычество и умаление человеческого достоинства, образа и подобия Божия, живущего в нас. Мы ведем свое летоисчисление «нашей эры» от Рождества Христова, и каждый день и год для нас – дар от Творца.
Новогодний период – это время подведения итогов, возможность принести Богу благодарность за прошедший год, попросить Божией помощи на год наступающий, еще один повод обратиться к Господу с молитвой. Поэтому во многих храмах 31 декабря и 1 января служится молебен на начало нового года, а в ночь с 31 декабря на 1 января совершаются Божественные литургии. Можно принять участие в богослужении в храме, а те, кто остается дома, могут всей семьей помолиться, произнеся из православного молитвослова текст «Молитвы в день Нового года». Таким образом, заканчивать старый год и вступать в новый следует с молитвой, в которой мы благодарим Создателя за прожитый год и просим у Него благословения на год грядущий.
– Отец Игорь, какая «программа минимум» для тех, кто не по всей строгости может соблюдать пост?
– Поститься в меру своих сил и возможностей. Начинать и заканчивать свой день молитвой, ежедневно произносить молитву «Отче наш». Чаще, чем в обычное время, посещать богослужения в храме, обязательно в начале и ближе к концу поста принять участие в совершении Божественной литургии, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. За период Рождественского поста прочитать хотя бы одно Евангелие. До праздника Рождества Христова постараться помириться с теми, с кем мы в ссоре, простить своих обидчиков и попросить прощения у тех, кого мы вольно или невольно могли обидеть сами.