11 сентября – День танкиста. Нетонущая броня
Фото в качестве иллюстрации к тексту
Танковые войска составляют ядро сухопутных сил, взаимодействующее с мотострелковыми войсками как в обороне, так и в наступлении. Танк – это бронированная машина на гусеницах с очень мощным вооружением.
Помню, в детстве, в 70-е годы, как и многие мальчишки, я с интересом смотрел транслируемый по советскому телевидению многосерийный художественный фильм «Четыре танкиста и собака». Под впечатлением от фильма мы с деревенским другом играли потом в «танки»: к траку от старой гусеницы трактора привязывали проволоку и таскали за нее довольно тяжелую железку.
Время шло, мы взрослели. В старших классах нас начали вызывать в военкомат на комиссию. Мне сообщили, что буду служить в морском флоте. Это не обрадовало: три года службы – не два, как в сухопутных войсках.
На очередной комиссии в военкомате меня ждала новая информация. Служить попал в танковый полк. Отбои, подъемы, утренняя зарядка, занятия строевой подготовкой на плацу и в учебном корпусе на танковых тренажерах.
А потом наш взвод курсантов повели в технический парк. Ворота ангаров были настежь раскрыты, в проемах стояли заведенные танки, пахло соляркой и каким-то смазочным материалом. К грозной боевой технике, увиденной наяву первый раз, страшновато было подходить: от работы мощного двигателя гусеницы танка слегка подрагивали, казалось, что танк вот-вот поедет в нашу сторону.
Потом мы осваивали эту грозную боевую технику. За каждым танком был закреплен экипаж из трех человек в составе командира, наводчика орудия и механика-водителя.
Поскольку техника военная, предназначенная для ведения боевых действий, то в экипаже существовала взаимозаменяемость. На случай, если кого-то ранят или убьют.
В печинской «учебке» в то время были на вооружении танки Т-72 – самые современные советские боевые машины с автоматом заряжания. Наводчику орудия надо было выбрать только определенный тип снаряда и нажать на кнопку. Кнопка была и для произведения выстрела. В танке имелась оптическая система для наведения орудия на цель.
Кто ездил на гусеничном тракторе, тот знает, с какой силой надо тянуть на себя рычаги управления. Т-72 управлялся легко за счет гидравлики. Механик-водитель мог одним пальцем потянуть на себя рычажок, и тяжелая 41-тонная махина сразу же поворачивала в нужном направлении.
Свободного пространства в танке мало, поэтому к будущим танкистам предъявляется особое требование: их рост не должен превышать 175 сантиметров. Предпочтение отдается коренастым, физически развитым призывникам, способным выдерживать тяжелые физические нагрузки. А еще у них должно быть хорошее зрение.
Занятия по вождению танков проводились и днем, и ночью. Стрельба тоже. Даже приходилось водить Т-72 под водой с предварительно установленным на нем специальным оборудованием. Особенно неспокойно на душе было первый раз: а вдруг танк заглохнет.
От войсковой части до стрельбища было несколько километров. На улице зима, снег. Ночью подъем по тревоге. Кто-то схватил ящик с патронами, кто-то зенитный пулемет, кто-то еще какую-то ношу. Особенно неудобной была походная ленинская комната, которая раскладывалась, как буклет. Ее надо было нести двум человекам. Путь лежал через лес. В снегу еле заметной была в лунном свете протоптанная тропинка. Сержант скомандовал «бегом», и навьюченные курсанты рванули вперед. Бег чередовался со спокойной ходьбой. На стрельбище все появились вспотевшими.
Потом под навесом пришлось ждать, пока подготовят к стрельбе танки. Их было три. А учебный взвод состоял из 30 курсантов. Пока одни стреляли, другие ждали своей очереди. Казалось, мороз начал пробираться к телу через утепленный танковый комбинезон. Пальцы в рукавицах начали мерзнуть. Хотелось быстрее отстреляться и уйти в теплое помещение.
После стрельбы курсантам последовало новое задание: выкопать в земле укрытия для танков. Сначала пришлось расчистить площадку от снега, а потом кирками и ломами раздробить верхний слой мерзлой земли. А вечером опять была стрельба. Мороз усилился.
Зимою курсантам немало времени приходилось находиться на улице, выполняя разные работы. Но, как ни удивительно, никто не болел. Наверное, закалились парни в условиях армейской службы.
Юрий ЯНУШКЕВИЧ.