«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

 

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Общество
06.10.2024
1952

Счастливый человек говорит: «Я ни о чём не жалею». Несчастный: «Если бы можно было вернуться в прошлое, поменял бы всё!». Наша героиня – учитель русского языка и литературы гимназии Светлана САМОХИНА придерживается убеждения: «Не живи прошлым, смотри в будущее». Этой мудрости её научил «крёстный отец» Борис Хиневич.

Более сорока лет Светлана Вячеславовна идёт по педагогической стезе. Правда, путь в филологию она выбрала не сразу после окончания школы.

IMC565~1.jpg

IMG_20240930_0009.jpg

– У меня математический склад ума. Когда я училась в школе, точные науки были в приоритете, – отмечает Светлана Самохина, но тут же добавляет: – Во второй школе были сильнейшие филологи. Конечно, влияние этих педагогов на становление меня как личности не прошло бесследно. Но желания пойти по их стопам тогда не было.

После окончания школы поступала в «нархоз» (теперь – Белорусский государственный экономический университет), но не выдержала большой конкурс. Устроилась на работу в СШ №4 – тогдашний директор Борис Хиневич предложил мне работу лаборанта кабинета химии.

– С этого времени начался Ваш «роман» с педагогикой?

– Да. Бориса Михайлович считаю своим «крестным отцом» в педагогике. Он убедил, что мне нужно поступать в педвуз. Через год я стала студенткой филфака. Правда, после окончания вуза не сразу пошла преподавать: была пионервожатой, заместителем директора Дома пионеров. Но именно Борис Михайлович в очередной раз предначертал мою судьбу: «Пора тебе, Светлана, возвращаться в школу. В новом учебном году у нас освобождается ставка учителя русского языка и литературы. Приходи!». И я решилась.

IMG_20240930_0012.jpg

– Какую педагогическую мудрость Вы переняли у своего «крестного отца»?

– Он всегда умел видеть перспективу. Борис Михайлович первым из директоров школ Сморгони «увидел» и создал профильные классы. А вскоре четвёртая школа приобрела новый, более высокий, статус – превратилась в гимназию.

Борис Хиневич владел многими секретами преподавания. Один из них: «Хороший учитель должен быть на один урок умнее ученика».

– Звучит многозначительно. В каком-то смысле это секрет любого большого успеха: когда психологи советуют двигаться к нему маленькими шагами.

– От Бориса Михайлович я всегда получала профессиональные советы и человеческую поддержку. Я ему благодарна за то, что работаю в гимназии. Сейчас здесь тоже созданы отличные условия и для учителей, и для учеников. Любая инициатива поддерживается. Помню, когда только стали появляться интерактивные доски, я пошла к Ирине Анатольевне Дурейко – и сказала, что хочу работать с новым оборудованием. В ответ услышала: «Хочешь – будешь». Вскоре в моём кабинете появилась  интерактивная доска.

IMG_20240930_0006.jpg

– Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». А чему можно поучиться у детей?

– Открытости, фантазии, умению видеть в привычных вещах что-то необычное, неожиданное – в этом я особенно убеждаюсь во время уроков русской литературы. И надо признать, что дети больше нас подкованы в вопросах информационных технологий.

Если бы начинающий учитель спросил у Вас: «Как нужно относиться к ученику?», что бы Вы ответили?

– С уважением – к его желанию, трудолюбию, стремлению добиться чего-то в жизни.

– А что нужно для того, чтобы стать хорошим педагогом?

– Моя мама, очень мудрая женщина, говорила мне: «Для учителя важно уметь учить». Для этого необходимо любить свой предмет, знать его и любить объяснять. Терпеливо, долго, разными способами и методами. Мне всегда искренне хотелось всех детей научить. Поэтому использовала дифференцированный подход в обучении. Когда стала преподавать в математических классах, то пришла к тому, чтобы придумать многомерную дидактическую технологию. На уроках русского языка люблю использовать схемы, опорные конспекты.

С недавнего времени учащиеся полюбили (особенно это касается уроков литературы) создавать скейчноутинги – это своеобразные, яркие конспекты. Иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, разными элементами, помогающими структурировать, запомнить и осмыслить информацию.

– Вы требовательный учитель?

– Конечно! Но в процессе работы для меня важно создать такую атмосферу, в которой учащиеся чувствуют себя спокойно, не боятся говорить, высказывать своё мнение.

– И не бояться задавать вопросы…

– О! По этому поводу у меня «пунктик». Я люблю, когда дети во время моего объяснения темы замечают какие-то нюансы. Когда завершаю, прошу задавать вопросы, что-то уточнять. Внимательным и думающим учащимся «десяток» не жалею. Это мотивирует их слушать и слышать, вникать в тему.

– Олимпиадная деятельность – отдельная страница Вашей педагогической биографии. Когда появились первые успехи в этом направлении?

– Двадцать лет назад, когда моя ученица, девятиклассница Наташа Рапацевич, заняла второе место на областной олимпиаде. Мы с ней тогда так радовались! После этого и в 10 классе, и в 11 она оказалась в призёрах области.

– Потом были другие ученики и их победы на олимпиадах. Думаю, Вы назовёте с десяток имён Ваших подопечных, которые показали блестящие знания.

– Да, с десяток назову. Причём появились победы не только на республике. Евгений Котяк получил диплом І степени на Международной олимпиаде среди учащихся из стран СНГ и Балтии. Александра Дурейко – на олимпиаде школьников Союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» в личном зачете получила диплом ІІІ степени, а также специальный диплом ІІ степени – в конкурсе риторического мастерства.

– Какие профессии выбрали Ваши олимпиадники?

– В основном пошли в экономисты.

– И неудивительно, экономика считается гуманитарной наукой, а её изучение требует сочетания знаний из разных сфер профессиональной деятельности… А есть среди учеников продолжатели Вашего дела?

– Да, например, в первом выпуске, где я была классным руководителем, пять девочек поступили в педвуз именно на филфак.

– В какие моменты профессиональной деятельности получаете наибольшее удовлетворение?

– Когда урок проходит в виде активного диалога. Когда звонок прозвенел, а дети продолжают обсуждать тему, спорят, уходят с урока и продолжают активную беседу.

– Чего хочется больше: дать детям отличную теоретическую и практическую базу по предмету или научить их человечности?

– В первую очередь – привить воспитанность и культуру общения, поведения, а это в итоге равно человечность.

IMG_20240930_0010.jpg

– Работа в школе – это большое напряжение. Как проходит Ваша перезагрука? Где черпаете новые силы?

– В кругу родных и близких. У меня два внука – старшему 12 лет, младшему – 5. Они живут в Минске, но мы общаемся по телефону, довольно часто видимся, мальчишки с удовольствием приезжают в Сморгонь и подолгу гостят. Сын и невестка тоже любят бывать у нас.

– Такие приятные встречи дают новый стимул к работе и приносят счастье?

– Конечно. Счастье – это когда всё хорошо в семье, на работе… И в этот момент хочется цитировать Ивана Бунина: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Отличник 1.jpg

Накануне празднования Дня учителя Светлана Самохина была  награждена нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования».

Галина АНТОНОВА

Фото из архива Светланы САМОХИНОЙ

Статьи по теме: