Сила созидания. 60-летний юбилей отмечает директор СМТ №41 Сергей Радаман

 

Сила созидания. 60-летний юбилей отмечает директор СМТ №41 Сергей Радаман

Общество
22.08.2022
1955

«Не скажу, что я с детства мечтал быть строителем. Выбрал профессию спонтанно. Но никогда не пожалел о своём выборе. Обывателю наша профессия может показаться однообразной, но это далеко не так. Процесс «рождения» дома или другого строения – необычайно захватывающий. Каждый объект своеобразный, имеет свои нюансы, тонкости, требует особых технических решений – это меня и привлекает в работе.

Время, технический прогресс каждый раз задаёт нам новые производственные  задачи: построить пеллетный завод, объекты АЭС, пятиэтажки с лифтами… Но чем сложнее задачи, тем и они интереснее. Когда ты живёшь в процессе созидания, сложные производственные вопросы удаётся решать и видишь результат труда – испытываешь особенный вкус победы», - признался известный строитель Сморгони Сергей Радаман во время интервью, которое состоялось накануне его юбилея. 22 августа директору ОАО «Сморгонский строительно-монтажный трест№41» исполнилось 60 лет.

IMG_8310.JPG

IMG_9525.JPG

Любознательное детство

Сергей Радаман родился в Мостовском районе в семье сельских педагогов. Мама – химик, отец – историк, директор школы. «То, что мои родители – педагоги, возможно, обязывало меня быть примерным мальчиком, но я таковым не был, - улыбается Сергей Васильевич. - Не скажу, что был хулиганом. Любил природу, животных, перечитал все книги писателя-натуралиста Максима Зверева. Старался слушаться маму и папу. Но… Родительские и детские интересы обычно не совпадают. Я бы назвал это конфликтом интересов. У детей – их гораздо больше, чем у взрослых, и любознательность часто берёт верх над разумом. Поэтому, когда в школе я оказывался в ряду нарушителей, мне попадало не меньше. Никаких привилегий директорскому сыну не было. Скидок на родственные отношения мама тоже не делала».

Лето Сергей обычно проводил у бабушки под Барановичами – оттуда родом его отец. «Апогеем детской любознательности» мой собеседник назвал случай, который произошёл, когда он был уже подростком: «Однажды мы нашли снаряд времен Великой Отечественной войны и решили его взорвать. На велосипеде отвезли в лес, поместили его в дот, развели костёр – и разбежались… Эффект превзошёл все наши ожидания: под нами заходила земля, казалось, началась война. К счастью, в результате эксперимента никто не пострадал.

На нас пожаловались малыши, которых мы не взяли с собой. Поняли, что совершили ужасный поступок, когда увидели, как в сторону леса бегут мамы. Бабушке о случившемся женщины рассказали не сразу. Бабуля со мной не церемонилась… Но самым большим наказанием стало то, что моя богатая коллекция боеприпасов, которые я собирал в лесу, была уничтожена».

Байконур. Город «созданный трудом и гением советских людей посреди казахских степей»

О том, что Сергей Васильевич в прошлом кадровый военный, признаться, я не знала.

- Ваш интерес к военной истории, к найденным «трофеям» помог определиться с выбором будущей профессии?

- Нет! В наше время едва ли не все мальчишки играли в войну, «исследовали» места военных действий.

В школе я был крепким хорошистом. Любил математику, физику, химию. И не на военную профессию делал ставку, а на инженерно-строительную. В 1979 году подал документы в Ленинградское высшее военное инженерно-строительное Краснознамённое училище имени генерала армии А. Н. Комаровского – в ведущий инженерно-строительный вуз Министерства обороны Советского Союза. Вступительные экзамены в нём проходили немного раньше, чем в других учебных заведениях. Решил попробовать себя. Поехал – и поступил. Если бы не прошёл в военное училище, отправился бы в гражданский вуз.

К слову, корпус МГУ возводили военные строители под руководством генерала Комаровского (его имя носит моё училище!). Об этом я узнал ещё курсантом во время экскурсии на Воробьёвых горах. Был приятно удивлён. Оказывается, военные строили и такие известные гражданские объекты.

- Вы много лет в гражданском строительстве, но, видимо, и военные объекты возводили?

- Я учился на общестроительном факультете. По окончанию учёбы, в 1984 году, практически весь наш курс распределили на Байконур. Знал, куда ехал: проходил там преддипломную практику, во время которой побывал на «Гагаринском старте» и на строительстве стартового комплекса «Энергия Буран».

Всесоюзная стройка тогда была в самом разгаре. Объекты возводились на огромной территории – как пять или шесть наших Островецких АЭС. Мы строили монтажно-испытательные корпуса, где собирали ракеты перед пуском, стартовые комплексы, объекты инженерного обеспечения.

Байконур подарил Сергею Васильевичу личное счастье – там он познакомился с будущей женой. «Она русская по национальности, родилась в Свердловской области. Её папа – тоже офицер, ракетчик, служил на Байконуре. И Татьяна туда приехала на работу после окончания Московского авиационного института (она по специальности  инженер-систематехник). Познакомились на танцах в Доме офицеров. Высокая, стройная блондинка – как было устоять перед красотой? Вскоре и поженились», - уточняет мой собеседник.

радаман молодой.jpg

Сморгонь в его судьбе

Распад Советского Союза внёс свои коррективы в развитие Байконура. Кто-то из военных стал искать новое место службы, кто-то решил уходить в запас. Сергей Радаман выбрал «запас»: захотел вернуться на родину.

Поначалу рассматривал областной центр. «Даже поработал месяц в Гродно, выделили койко-место в общежитии, но понял, что такие условия мне не подходят. Жена с маленьким сыном должны вот-вот приехать, а поселить их – некуда, - вспоминает Сергей Васильевич. - И я стал искать не только работу, но и жильё для семьи. Должность главного инженера домостроительного комбината и квартиру предложили в Сморгони – в городе, о котором, признаюсь, я даже не слышал. Но спустя годы понимаю, что всё в жизни не случайно. Город стал для меня родным, здесь я построил дом для родителей, и они переехали сюда жить. Отца, правда, уже нет в живых».

После того, как закрыли домостроительный комбинат, Сергей Радаман перешёл в стройтрест, работал в СУ-171 и СУ-228, потом в УКСе ( на разных должностях, в том числе и начальника). В 2001 году вернулся в СМТ №41, семь лет отработал заместителем управляющего треста, в 2008 возглавил предприятие.

За время работы Сергея Васильевича в стройтресте  сморгонские строители возвели большое количество различных объектов. Среди них – знаковые: Дворец бракосочетания, Спасо-Преображенский храм, мемориальный комплекс по линии противостояния русско-немецких войск в Первую мировую войну в Сморгони, музей-усадьба Михала Клеофаса Огинского (реконструкция с реставрацией). Гордость треста – и современные десятиэтажные дома на улицах Гагарина и Юбилейной, новые кирпичные дома в микрорайонах Восточном, Западном, Коренях. Принимали участие  сморгонцы в строительстве объектов в Минске (легкоатлетический комплекс в «Минск-Арене», аквапарк, гостиница «Беларусь»), в районных центрах Гродненской области, работали и в Российской Федерации. Строительно-монтажный трест №41 участвовал в благоустройстве Волковыска, Молодечно, Лиды (к республиканским «Дожинкам»), а также агрогородков Сморгонского и Островецкого районов, Гродненской областной филармонии и многих других объектов.

Недавно директор СМТ №41 был удостоен нагрудного знака Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Почётный строитель».

Семья и жизненные ориентиры

Вместе Сергей Васильевич и Татьяна Сергеевна уже 37 лет. Вырастили двоих сыновей, младший родился в Сморгони. Парни, как и родители, окончили технический вуз (БГУИР), работают в IT-сфере.

IMG_0654.JPG

«Работа у меня – на первом месте, а всё, что в семье, – заслуга жены. Моя Татьяна – мудрая женщина, хорошая хозяйка, вкусно готовит, умеет создать уют и комфорт дома. Что ещё нужно для счастливой семейной жизни?», - слушая эти рассуждения, понимаю, что в этом и заключается секрет семейного долголетия Радаманов.

«Что касается жизненных ориентиров, то главным авторитетом, примером жизнелюбия и человеколюбия для меня была и остается моя бабушка Маня, которая ушла в другой мир больше тридцати лет назад. Радаманиха, так её звали в деревне, или Ковалиха, потому что  муж был кузнецом, умер в 1944 году, вернувшись из концлагеря. Оставшись вдовой с двумя сыновьями, никогда не пасовала перед трудностями, не падала духом. Женщина со стержнем, - отметил юбиляр. - Детей на ноги поставила, образование дала, а они помогли матери новый дом построить. Меня всегда поддерживала. До сих пор помню письма, которые она каллиграфическим почерком писала мне в училище. Она всю жизнь жила для других. Много работала, большое хозяйство держала. Я на каникулах ей помогал. Без особого удовольствия, но с понятием, что надо работать. Все деревенские дела выполнял. Настоящую школу молодого бойца там прошёл – многие трудности научился преодолевать.

Конечно, и мои родители, и родители жены оставили хороший след в моей душе. Я им всем благодарен за это. За плечами много пережито. Дети взрослые, внук подрастает… Жизнь продолжается, и я верю, что в ней ещё будут прекрасные моменты. Мечтаю о внучке, женщин в нашем роду - дефицит, у всех мальчики рождаются. Но я думаю, что ещё дождусь, когда внучка замуж выйдет. Мечтать надо!  Мечты имеют свойство сбываться».

IMG_9512.JPG

Поздравления в адрес юбиляра – сыплются как из рога изобилия. 22 августа Сергея РАДАМАНА поздравил и заместитель председателя райисполкома Дмитрий Станкевич, вручил  Почётную грамоту районного Совета депутатов – за многолетний добросовестный труд и высокие достижения в строительной деятельности.

Галина АНТОНОВА.

Фото автора и из архива Сергея РАДАМАНА.