Александр Маркевич: «На внешнеполитическом фронте странам ОДКБ необходимо заявлять согласованную позицию, ведь только сообща мы можем оказывать противодействие угрозам»

 

Александр Маркевич: «На внешнеполитическом фронте странам ОДКБ необходимо заявлять согласованную позицию, ведь только сообща мы можем оказывать противодействие угрозам»

Общество
18.05.2022
1469
Специально для «ГП» Александр Маркевич: «На внешнеполитическом фронте странам ОДКБ необходимо заявлять согласованную позицию, ведь только сообща мы можем оказывать противодействие угрозам»


16 мая в Москве состоялась встреча лидеров государств Организации Договора о коллективной безопасности. Заседание было посвящено юбилейным датам – 30-летию со дня подписания Договора о коллективной безопасности и 20-летию с момента создания ОДКБ. На повестку дня были вынесены вопросы о ситуации в зоне ответственности Организации, а также принятие заявления, посвященного юбилею ОДКБ. Кроме того, Президенты обсудили ряд вопросов, касающихся внешней политики европейских стран и противодействия вызовам и угрозам, которых в последнее время становится все больше.

Как подчеркнул в специальном блиц-интервью для «Гродзенскай праўды» заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александр Маркевич, на заседании были сделаны очень важные заявления, дан импульс реализации конкретных действий по укреплению безопасности. По словам эксперта, это поспособствует усилению роли ОДКБ как военно-политической организации.

– Александр Иванович, вопросы по укреплению национальной безопасности стран-членов ОДКБ стали главными на состоявшемся заседании. С чем связана такая повестка?

– В последнее время увеличилось число вызовов и угроз. Та архитектура мира, которая существовала еще несколько лет назад, рухнула, сейчас активно формируется новая. На смену однополярной картине мира приходит многополярная.

Если раньше турбулентные процессы происходили в основном в Азии, Африке и других далеких странах, то теперь они приблизились вплотную к постсоветскому пространству и близлежащим государствам. Какие тенденции мы наблюдаем? В первую очередь, с точки зрения Беларуси и стран ОДКБ мы видим значительную милитаризацию войск у наших границ со стороны Польши и Прибалтики. Если раньше у нашей границы было несколько тысяч военных НАТО, то теперь эти цифры доходят до десятков тысяч. Еще полгода назад это объясняли необходимостью борьбы с миграционным кризисом. Однако сейчас, когда он миновал, насыщение нашего приграничья вооружением и солдатами НАТО не прекращается. И мы понимаем, что главная цель такой политики – нанести ущерб России и Беларуси как двум союзническим странам, которые занимают свою четкую позицию.

f0988a05d7237422774d102aca26b793.jpg


– Не осталась без внимания лидеров стран, входящих в ОДКБ, тема Украины.

– Кто-то считает, что ситуация в Украине спровоцирована началом специальной военной операции. Но, на мой взгляд, активация конфликта произошла еще в 2013-2014 годах, когда в соседней стране произошел госпереворот и фактически Украина потеряла свою национальную идентичность и государственность. Она стала инструментом в чужих руках, который решили использовать в первую очередь против России.

Нынешнее руководство этой страны занимается политическим бандитизмом. В свое время руководство Украины подписало значимые международные договоренности по урегулированию конфликта в Донбассе. Однако до того, как началась спецоперация, высказывания политического руководства Украины свидетельствовали о отказе от всех договоренностей, в том числе Минских соглашений. А вот заявления о начале разработки ядерного оружия прямо указывают на намерения дестабилизировать обстановку вокруг границ Беларуси и России.

Страна фактически разрушена, и надежда на то, что Запад поможет восстановить Украину, – это просто иллюзия. Более вероятен обратный сценарий, и на заседании ОДКБ Глава нашего государства справедливо заметил, что существует реальная угроза разделения Украины «на куски». А началось это в 2014 году, когда конституционные процессы были отброшены и под маркой «демократии» произошел захват власти.

000019_1652708835_502092_big.jpg


– Выходит, гибридная война реальна?

– И в Украине она уже вошла в «горячую фазу». Если бы не была начата спецоперация, действия начались бы с другой стороны. И страны, входящие в состав ОДКБ, понесли бы очень серьезные потери. Вместе с тем, на заседании ОДКБ было подчеркнуто, что Организация Договора о коллективной безопасности занимает миролюбивую оборонительную позицию и действует исключительно в зависимости от тех угроз и вызовов, которые актуализируются вокруг наших стран.

– С определенными предложениями по укреплению деятельности ОДКБ на заседании выступил Президент Беларуси Александр Лукашенко.

– Это не просто предложения, а конкретные шаги в данном направлении. Ведь только сообща мы можем оказывать противодействие всем угрозам. Было конкретно отмечено, что нужно усиливать координацию в политическом взаимодействии, на внешнеполитическом фронте, что странам ОДКБ необходимо заявлять согласованную позицию. Кроме того, нужно активно противодействовать угрозам в информационном пространстве, фейкам, дезинформации. Также следует укреплять прогнозно-аналитический компонент для грамотной оценки обстановки и принятия эффективных решений. Прозвучало предложение продумать создание подразделений, которые бы занимались стратегическим планированием, анализом и прогнозированием ситуации. Потенциал ОДКБ в перспективе будет повышаться, ведь сейчас фактически идет борьба за то, чтобы занять свое место в формирующейся архитектуре мира. И если дать слабину, можно оказаться на «задворках», и решения будут приниматься в ущерб нашим национальным интересам.

000019_0F8246811A1B6D2C4325884400483C48_766113.jpg


– Финляндия и Швеция официально подали заявки на вступление в НАТО. Как расценивать этот факт?

– На мой взгляд, процесс вступления в НАТО сейчас политизирован. Никаких реальных угроз для Финляндии, а тем более Швеции, нет. Более того, Финляндия еще со времен Советского Союза имела устойчивые взаимоотношения с Российской Федерацией по различным направлениям: политическому, экономическому, культурному, общественному. После вступления в НАТО, если это случится, Финляндия и Швеция, на мой взгляд, не укрепят свою безопасность, а понизят, поскольку их военный потенциал станет частью НАТО. Повторюсь, никакой речи о территориальных претензиях в отношении Финляндии или Швеции ни со стороны России, ни тем более Беларуси никогда не шло. Так что решение о вступлении в НАТО – это всего лишь дань моде и политический непрофессионализм руководства этих государств, не способного оценить возможные последствия.

– В чем, на ваш взгляд, искать баланс в сложившейся ситуации?

– Нужно понимать, что безопасность едина и неделима, и это четко подчеркивает руководство Беларуси и России на протяжении длительного времени. Нельзя обеспечить безопасность одного государства за счет другого. Но что мы видим? Что к руководству во многих странах Европы и Америки пришли люди, которые, принимая политические решения, не задумываются об интересах своих партнеров, руководствуются только своим политическим моделизмом. Так выстраивать диалог не получится. Время не то. Баланс – в признании интересов других субъектов международных отношений и поиске консенсуса в вопросах, имеющих стратегическое значение.