Из батальона гродненских ликвидаторов

 

Из батальона гродненских ликвидаторов

Общество
26.04.2022
1140
Николай Корабко одновременно с водительской медицинской комиссией каждый год проходит и «чернобыльскую». Он работает на самосвале МАЗ в РУП «ЖКХ», принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

IMG_9324.JPG

В зону радиоактивного загрязнения Николай Александрович попал в 1986 году и находился там с половины июня до половины октября. Туда был откомандирован через военкомат, поскольку имел военную специальность «химик-дозиметрист».

Тогда из Сморгонского района было призвано 50 человек. Мужчин набирали в Лидском и Волковысском районах. Из достаточно большого количества людей в Гродненской области создали батальон. Эшелоном, вместе с техникой, личный состав отправили сначала в Гомельскую, а потом - в Могилевскую область.

Гродненские ликвидаторы разместились в Краснопольском районе, жили в палатках, установленных на городском стадионе. В садах у местных жителей ломались ветки деревьев от яблок и других фруктов. В огородах было много клубники. Все это «фонило» из-за высокого уровня радиации.

Деревни отселяли, женщин и детей уже вывезли в чистую местность, оставались только мужчины, работающие в колхозах. Сельскохозяйственную технику, излучающую радиацию, скидывали в глубокие ямы и засыпали землей.

Николай Александрович и другие ликвидаторы, прибывшие вместе с ним, выносили заряженный грунт на носилках из мест, к каким не мог подъехать экскаватор. Специальных костюмов на ликвидаторах не было, обычная военная форма. Выдали два комплекта. На смену. Грязную одежду отправляли в стирку.

Так и работали ликвидаторы, не зная, сколько носят в себе радионуклидов. Во рту только постоянно был сладкий привкус, как от щепотки сахара.

Для определения радиоактивного загрязнения местности использовались специальные автомобили БРДМ-2 РХ. Они были оборудованы всем необходимым для проведения радиационной, химической и неспецифической бактериологической разведки. В комплект специального оборудования входили: автоматический газоанализатор, радиометр-рентгенометр (измеритель дозы радиоактивного заражения), рентгенометр, полуавтоматический прибор химической разведки и автоматический сигнализатор для обнаружения в воздухе специальных примесей бактериального характера.

На БРДМах ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС из Гродненской области ездили измерять уровень радиации даже в Брянскую область, которая соседствует с Могилевской. Но основной фронт работ был на Краснопольщине.

За время нахождения в командировке на Могилевщине Николай Корабко даже побывал дома – его отпустили на три дня помочь выкопать картошку.

С родственниками ликвидаторы созванивались тогда при помощи стационарного телефона, который был установлен на узле связи. Конечно же, родные переживали за своих мужчин, которые отправились в длительную командировку в загрязненную радиацией зону.

Николай Александрович 25 лет отработал в сельском хозяйстве, за успехи в работе награжден орденом Трудовой Славы 3 степени. Уже 17 лет мужчина трудится в РУП «ЖКХ». Его фотопортрет был занесен на районную Доску почета. Как отметила заместитель директора РУП «ЖКХ» Ольга Шульжицкая, Николай незаменимый человек, работает на всех видах транспорта, выполняет различную работу. Открытый, добрый, безотказный. «Мы его ценим и хотим, чтобы он как можно дольше работал на нашем предприятии, - сказала Ольга Алексеевна.

Юрий ЯНУШКЕВИЧ.

Фото автора.