Типичные нарушения плательщиков обязательных страховых взносов

 

Типичные нарушения плательщиков обязательных страховых взносов

Общество
12.03.2022
749
Нарушения выявлены при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь в 2021 году.

1.jpg


 Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной    нетрудоспособности

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности встречаются следующие нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):

в нарушение пункта  1 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности в связи с травмой на производстве назначено за счет средств государственного социального страхования;

в нарушение пункта  2 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности не назначено  при наличии перерыва в уплате взносов не более шести месяцев до наступления случая временной нетрудоспособности;

пособие по временной нетрудоспособности назначено при отсутствии права на него (на день наступления случая временной нетрудоспособности отсутствует уплата обязательных страховых взносов);

в нарушение пункта  3 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено за меньшее количество дней, чем подтверждено листком нетрудоспособности;

в нарушение пункта 9.5 Положения по ВН № 569 в период временной нетрудоспособности включен день, за который начислена заработная плата;

в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено по день установления инвалидности включительно;

в нарушение пункта 16 Положения по ВН  № 569 при исчислении из фактического заработка, размер пособия назначен ниже минимального, т.е. ниже 50% БПМ, пособия лицам, работающим по внутреннему совместительству, назначены ниже минимального размера пособия;  12 календарных дней, за которые пособие назначается в размере 80% среднедневного заработка, считались с даты возникновения права на пособие, а не с первого дня освобождения от работы, указанного врачом в листке нетрудоспособности;  по непрерывному случаю временной нетрудоспособности назначены пособия, как по разным видам; пособие за период временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере 80%;  пособие назначено в размере 80% за все календарные дни временной нетрудоспособности, а следовало только за первые 12 календарных дня;

в нарушение подпункта 18.2 пункта 18 Положения по ВН № 569 пособие гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС было назначено в размере 80% за первые 12 дней, а следовало  в размере 100 % среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;

в нарушение подпункта 18.5 пункта 18 Положения по ВН № 569 пособие за период ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет, а также за период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его медицинской реабилитации назначено в размере 80%, а следовало 100% среднедневного заработка;

в нарушение подпункта 19.2 пункта 19 Положения по ВН №  569 пособие назначено в размере 100% от установленного законодательством при нарушении режима, предписанного врачом, следовало в размере 50%;

также, в случае нарушения режима предписанного врачом, день неявки, удостоверенный листком нетрудоспособности (т.е. день, назначенный на явку во время предыдущего приема и отраженный в больничном листке) оплачивали в размере 100% от установленного законодательством, следовало в размере 50%;   

в нарушение подпункта 19.3 пункта 19 Положения по ВН №  569 пособие по временной нетрудоспособности, наступившей в период прогула без уважительной причины, назначено в полном размере;

в нарушение пункта 21 Положения по ВН № 569 при исчислении пособий по временной нетрудоспособности  неверно определен расчетный период; доход для определения среднедневного заработка брали за шесть месяцев предшествующих первому оплаченному дню временной нетрудоспособности, включая месяц ее начала, а следовало относительно дня начала нетрудоспособности; пособие назначалось в размере минимального размера пособия в месяц, а следовало из среднедневного заработка;

в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, следовало исключать только сами периоды; для расчетного периода брали рабочие дни, следовало календарные; из расчетного периода не исключали дни отпуска без сохранения заработной платы, дни временной нетрудоспособности; из календарных дней расчетного периода не были исключены календарные дни трудового отпуска; исключены дни периодов прогула без уважительной причины;

в нарушение пункта 23 Положения по ВН № 569  в случае, когда число календарных дней расчетного периода составляет менее 30 календарных дней, пособие рассчитывали из фактически отработанных дней и суммы заработка, а следовало из тарифной ставки; пособие исчислено из полной тарифной ставки, в то время как работник принят на 0,94 ставки;

в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособий работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (материальная помощь), включалась сумма оплаты трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;

в расчет пособия неверно включена сумма перерасчета премии за прошлый период;

в случае, когда работник отработал не все рабочие дни месяца, премия в этом месяце включалась полностью, а не пропорционально отработанному времени;

в расчет пособия не включена премия, квартальная премия;

в расчет пособия не включена надбавка за стаж;

в доход для определения среднедневного заработка не включена доплата молодому специалисту, которая выплачивается пропорционально отработанному времени;

в расчет пособия не включался средний заработок, сохраняемый за время служебной командировки;

в нарушение пункта 25 Положения по ВН № 569 пособия назначены за  меньшее (большее) количество календарных дней, чем удостоверено листком нетрудоспособности;

в нарушение пункта 31 Положения по ВН № 569 в случае внутреннего совместительства назначалось одно пособие по временной нетрудоспособности, а не по каждому месту работы;

Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).

Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям,

воспитывающим детей

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения  требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):

в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты;

в нарушение пункта 2 статьи 11 Закона № 7-З пособие в связи с рождением ребенка выплачивалось в размере бюджета прожиточного минимума, установленном не на дату рождения, а на дату его выплаты; при назначении пособия не учитывался ребенок, рожденный ранее;

в нарушение подпункта 2.1 пункта 2  статьи 12 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет назначено бабушке, которая вышла на  основное место работы в связи, с чем отпуск по уходу за ребенком прервался в соответствии с частью 9 статьи 185 Трудового кодекса Республики Беларусь). Семья ребенка имела право на пособие  в размере 50%.

в нарушение подпункта 2 пункта 7 статьи  9 Закона № 7-З доплата к пособию по беременности и родам назначена необоснованно, так как пособие по беременности и родам выше размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка по день, за который выплачено пособие по беременности и родам;

в нарушение статьи 13 Закона № 7-З неверно определялся размер пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до 3 лет (пункт 2); неверно определялся размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет на второго ребенка в семье, назначено в размере 35% среднемесячной заработной платы работников в республике, применяемой для исчисления такого пособия, следовало в размере 40% (пункт 2); пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет выплачено за период после достижения ребенком возраста 3-х лет (пункт 9);  в результате переноса одного дня трудового отпуска после окончания периода оплаты листка по  беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет назначено со следующего дня окончания отпуска в полном размере, а следовало в размере 50% за один день трудового отпуска; пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет выплачивалось в полном размере за дни, когда женщина находилась в трудовом отпуске, предоставленном сразу после отпуска по беременности и родам, следовало в размере 50 % (подпункт 3.1); при определении размера пособия учтен ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав (пункт 7); при выплате пособия на второго ребенка, не учтен факт исполнения 18 лет старшему ребенку (пункт 7);

в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания в семье ребенка в возрасте до 3-х лет назначали и выплачивали на каждого ребенка, следовало 1 пособие на семью (подпункт 3.2 пункта 3); пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет выплачено за период достижения младшим ребенком возраста 3-х лет (пункт 6);

в нарушение статьи 15 Закона № 7-З пособие на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей назначали и выплачивали на ребенка, обучающегося в дневной форме получения образования за пределами Республиками Беларусь (подпункт 4.4 пункта 4); 

в нарушение подпункта 2.1 пункта 2 статьи 16 Закона № 7-З пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей назначается, если на дату обращения за ним, а также не менее шести месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующим году обращения за таким пособием, трудоспособный отец в полной семье работает или осуществляет иной вид деятельности в Республике Беларусь, приносящий заработок (доход), с которого в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда;

в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на ребенка старше 3-х лет из отдельных категорий семей было назначено по день достижения им возраста 18 лет включительно, а следовало по день истечения срока признания ребенка инвалидом, установленного медико-реабилитационной экспертной комиссией, включительно, но не позднее дня, предшествующего дню достижения им возраста 18 лет;

в нарушение подпункта 1.3 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей выплачивалось на ребенка, который получал высшее образование на дневной форме получения образования за счет средств бюджета;

в нарушение статьи 22 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет назначено не с момента рождения младшего ребенка, а с момента представления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (подпункт 3.5 пункта 3);  пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет назначено с даты трудоустройства получателя пособия, а не со дня, следующего за днем прекращения его выплаты по прежнему месту выплаты (подпункт 8); пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет назначено со дня, следующего за днем рождения младшего ребенка, а не с даты рождения (подпункт 3.5 пункта 3); выплата пособия произведена с первого числа месяца, в котором родился младший ребенок, а следовало с даты рождения  (подпункт 3.5 пункта 3); пособие назначено с месяца, следующего за месяцем в котором ребенку установлена инвалидность, а следовало с даты установления ребенку инвалидности (подпункт 3.6 пункта 3); после возвращения ребенка в возрасте до 3-х лет в семью после отобрания из семьи, выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет возобновлена со дня, следующего за датой решения о возврате ребенка в семью, а следовало с даты  принятия вышеуказанного решения (подпункт 4.5 пункта 4);

в нарушение статьи 27 Закона № 7-З размер пособия на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей при увеличении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения не пересчитывался;

в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера пособия, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств (пособие выплачено в размере 50% от установленного пособия со дня выхода матери на работу);

в нарушение пункта 36 Положения № 569 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, назначенного на второго или последующего ребенка, пересматривается, если до достижения им возраста 3 лет уменьшается количество детей в возрасте до 18 лет, воспитываемых в семье, и в результате этого в семье на воспитании остается один ребенок в возрасте до 18 лет.

Указанные нарушения приводили к завышению и занижению размера пособий семьям, воспитывающим детей. В соответствии с п. 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.

В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Нарушения при предоставлении свободного одного дополнительного свободного от работы дня в месяц, предоставляемого ежемесячно матери (отцу), воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет

В нарушение  пункта 10 Инструкции о порядке и условии предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 года № 34  и пункта 18 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от  10 апреля 2000 года № 47 при исчислении среднего заработка в расчет включались суммы среднедневного заработка, сохраняемого за время предоставления свободного дня в месяц, и в тоже время не включалась ежемесячная премия.

Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение  и оздоровление

В нарушение  пункта 15 «Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку в сумму денежного дохода получателя путевки не включали сумму трудовой пенсии по возрасту, что приводило к занижению размера частичной стоимости, возмещаемой получателем;

в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.

На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение

В нарушение части 1 статьи 32 Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» от 12.11.2001 № 55-З пособие на погребение за счет средств государственного социального страхования выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения пособия, следовало относительно месяца наступления смерти;

пособие назначено и выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за прошлый месяц, а следовало в размере позапрошлого месяца относительно месяца наступления смерти.

Дополнительную информацию можно получить в Сморгонском районном отделе Фонда социальной защиты населения по адресу: г. Сморгонь, ул. Ленина, д.2 и по телефонам: 4-06-87, 4-06-76, 4-06-86, 4-07-32 с 8.30 до 17.30, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00, суббота, воскресенье – выходной.

Татьяна Годун, начальник Сморгонского районного отдела

 Гродненского областного управления ФСЗН.