Дорогами Афганистана
Родился Юрий Петрович в небольшой деревне Кудишки Сморгонского района. Из 9 домов сейчас там остался только один житель – мама Юрия Петровича. После окончания 8-летней Снигянской школы продолжал обучение в Молодечненском политехническом техникуме. Не успев поработать по распределению, в 1987 году был призван в армию. Когда получил повестку из военкомата, не был удивлён тому, что предстоит служить в далекой чужой стране. Из 24 парней, обучавшихся в группе с Юрием Петровичем, 14 прошли через Афганистан.
- Первоначально шел жесткий отбор по всем параметрам в Борисове. С нами беседовали замполиты, лично с каждым - психологи и другие специалисты. С Борисова нас, молодых военнослужащих, отправили в трех вагонах в Фергану (Узбекистан), где полгода велась подготовка к службе в Афганистане. В учебке получил специальность снайпера-пулеметчика, - рассказывает Юрий Пилецкий. – Служил я в 103-й Витебской дивизии. У меня был тяжелый пулемет – 72 килограмма. Во время одной из операций его разбили с гранатомета. Поскольку по состоянию здоровья мне запретили переносить тяжести, меня перевели на заставу. Первым делом там я отремонтировал бензогенератор, и у нас на заставе появилось электричество. А это значит, что можно было посмотреть телевизор. Это было большой радостью.
Заставу периодически обстреливали. В один из таких обстрелов Юрий Петрович был контужен. Когда это произошло, в госпиталь его отправить не было возможности. Поэтому отлежался несколько дней в бомбоубежище – и снова в бой.
- Один земляк-белорус переслуживал на нашей заставе уже месяца полтора. Его не отпускали, пока не найдется замена. Я вызвался его заменить. Он ушел на дембель, а я остался на его месте водителем. Раз в неделю привозил боеприпасы, продукты, сопровождал машины и разведку, - вспоминает воин-интернационалист.
Когда в феврале 1989 года советские войска покидали Афганистан, в их числе Юрия Пилецкого не было. С тяжелой травмой, полученной при выполнении боевых действий, он находился в московском госпитале.
- Когда мы, механики-водители, ехали сдавать машины в ремонт и получать взамен новые, колонну с техникой обстреляли. Наша машина слетела вниз с отвесного склона высотой метров 100. Я сидел сверху на броне. Когда понял, что машина улетает из-под меня, пытался отпрыгнуть подальше. Кроме меня, было еще двое. На наше счастье, машина упала в реку. Это нас и спасло, - отмечает Юрий Петрович.
Ветеран Афганистана хорошо помнит даты ранения и выписки из госпиталя. Между ними - год и почти 3 месяца лечения в медицинском учреждении. С благодарностью вспоминает он девушку Ирину, которая добровольно помогала больным и ухаживала за ними. С тех пор она стала другом для всех воинов-афганцев, ежегодно приезжавших к ней из разных уголков бывшего Советского Союза. Для всех хватало места и в квартире, и в сердце Ирины. Бывало, что у нее одновременно останавливались 50 – 60 человек. И каждый раз их ожидал теплый прием и интересная культурная программа.
За время, проведенное в госпитале, Юрий Петрович не только приобрел новых друзей, но и научился макраме, лозоплетению, вязанию и шитью. Эти навыки пригодились ему в жизни – когда появилась семья и порой не хватало денег, то на дни рождения близких делал подарки своими руками. Для мужчины это не составляло большого труда.
Юрий Петрович признается, что полученные травмы дают о себе знать. Пошатнувшееся здоровье стало причиной ухода с последнего места работы - УТЦСОН «Теплый дом».
«Верите ли вы в судьбу?» - с таким вопросом обращается ко мне собеседник.
- Представьте себе такую ситуацию: в далекой Сибири живет парень, родившийся, как и я, 25 марта 1968 года. Оба мы попадаем в Афганистан в одно и то же время. Встретились мы с ним в госпитале в Москве - у меня нету левой ноги, у него – правой. С ним мы общаемся до сих пор. Вот как свела нас судьба, - делает вывод Юрий Пилецкий, подтверждая необычайную крепость боевой дружбы.
Оксана ГЕЙБОВИЧ.
Фото автора.