Палачи не могут быть героями
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Реакционное польское правительство, систематически проводившее профашистскую политику незадолго до начала войны, отвергло советское предложение о помощи и оказалось неспособным организовать эффективное сопротивление гитлеровской агрессии. Польское правительство бежало из страны. В этих условиях советское правительство приняло решение принять под свою защиту братское население Западной Белоруссии и Западной Украины. 17 сентября 1939 г. Красная Армия перешла границу Польши и начала свой освободительный поход. В течение 6 дней советские войска освободили всю территорию Западной Белоруссии.
Во время войны и в первые послевоенные годы эмигрантское правительство Польши из Лондона руководило формированиями польских вооружённых сил на Западе и польским подпольем в самой Польше. Был издан приказ о создании Армии Крайовой для сопротивления гитлеровскому режиму. Вот только истинные мотивы были совсем другими. Командиры «аковцев» в Западной Белоруссии начали сотрудничество с нацистами ещё зимой 1943 года. Немцы для нужд АК складировали в лесах оружие и боеприпасы, взамен АК снабжала их разведданными о советских войсках и нападала на их подразделения.
«26/06-44 г. Государственный Комитет обороны – товарищу Сталину И. В., товарищу Молотову В. М., товарищу Берия Л. П.
…По донесению руководителя оперативной группы (зачеркнуты название группы и имя командира) в мае месяце с. г. командир польского нелегального отряда «Шанец», действующего в районе Островца, получил от немцев автоматическое оружие, а также нагрудные знаки с изображением польского герба, белого орла с надписью на польском и немецком языках...».
«Сживайтесь с партизанами, завоевывайте у них авторитет, а при удобном случае убивайте партизан», – говорится в директиве руководству одного из батальонов Армии Крайовой от руководства округа, перехваченной партизанскими связными 14 мая 1943 года.
Много издевательств от «Арміі Катаў» – так белорусы называли Армию Крайову – досталось мирным жителям. О бесчеловечном отношении польских боевиков к белорусским православным священникам и интеллигентам писал после войны польский исследователь Юзеф Мацевич. В 1985 году он издал в Лондоне на польском языке книгу «Не надо говорить громко», в которой привел такие факты: «Духовный Константин Маевский (…) в Троках Ошмянского повета, православный духовный Анатоль Кирик (…) Иеромонаха Лукаша из Жировицкого монастыря, который в 1941 году вернул церковь, отобранную под католический костёл в 1920 году, польские партизаны закопали живым в землю до головы, а вокруг выступающей из земли головы Лукаша поляки развели костер и жгли ее до тех пор, пока священник не умер от страшных ожогов».
Зверски лютовали «аковцы» и на Сморгонщине, кровавым был их путь по юго-западу района. 23 февраля 1944 года они расстреляли в Раковцах, Ракутево, Межалях всех организаторов колхоза «17 верасня». В Кривске через пару дней – 3 советских активистов. Были расстреляны и активисты в Слабснах, Старых Борунах, Чухнах и на хуторе Ядвигово. В Крево настоятель прихода Михаил Леванчук в годы оккупации основал белорусскую школу. Учителями в ней работали его дочь Лариса и племянница Валентина. Всех троих в марте 1944 года расстреляли польские бандиты. От рук «аковцев» погибали не только школьные работники, церковные служители и советские активисты. Они убили руководителя хора Минского городского белорусского театра, органиста Тризну во время гастролей в Сморгони.
В августе 1944 года ночью был атакован сельсовет в Кушлянах и сожжена вся документация вместе со зданием. Осенью 1944 года в районе Кушлян, Стрипун и Куцевичей был создан показательный отдел самообороны. Туда вошли бывшие партизаны АК, избежавшие разоружения войсками НКВД. Группа самообороны «Мака» убила начальника НКВД Сморгони майора Иванова в районе д. Данюшево (из воспоминаний В. Волковича) весной 1945 года. Деятельность группы была очень опасна для Советской власти. Она состояла из членов 9-й бригады, обученных и вооружённых. Групппа «Мака» просуществовала до осени 45-го. 18 сентября группа совершила нападение на сельсовет в Куцевичах. Была уничтожена документация и сожжено здание. 24 сентября база, где находились участники самообороны, была окружена батальоном войск НКВД. В результате было арестовано 11 человек, которых позже осудили на 10 – 15 лет.
Какими политическими мотивами «аковцы» пользовались в деревне Буяки, когда расстреливали 11 человек, из которых – 5 детей? О страшных воспоминаниях своих родственников рассказала нам наша читательница Алина Иосифовна, сейчас проживающая в Минске. «Мои свекры во время войны жили на хуторе неподалеку от Сол. Поскольку совсем рядом начинался лес, «гости» у них были часто. И партизаны захаживали, и евреи, которые прятались от немцев. А однажды было так. Хозяева с детьми, среди которых был и мой муж, мылись в бане. Ворвались какие-то люди, выгнали всех голышом и заставили копать могилу. Кому? Свекрам и их детям, конечно. Говорили они по-польски, дети и не поняли ничего. И свекровь тоже. А свекор мой покойный музыкантом был. И с людьми общался по окрестным деревням. Там и научился и по-польски, и по-литовски говорить. Это всех и спасло. Заговорил он с этими людьми по-польски, они поверили, что «свои», и отпустили».
До недавней поры на костёле в Солах можно было увидеть мемориальную доску в честь бойцов Армии Крайовой, где указаны фамилии, клички и воинские звания. Желая доказать фашистам свою лояльность и готовность идти против большевиков, «аковцы» воевали против советских партизан, издеваясь над мирными жителями и убивая их. А предки истерзанных и убитых людей ходили молиться в костел, на стене которого были запечатлены имена польских бандитов. Об этом факте высказался и епископ Гродненский диоцезии Александр Кашкевич:
– Я против таких табличек, которые портят архитектуру. Они не нужны. В святом месте должны быть только святые образы. Я и ранее говорил, что необходимо решить этот вопрос грамотно и дипломатично. Есть соответствующий указ, по которому запрещается установка мемориальных досок и других памятных знаков на зданиях храмов.
Польское подполье в Беларуси бесчинствовало около десяти лет. Эта агония сопровождалась многочисленными убийствами и грабежами. Всё, что поляки продолжают считать по сей день героической борьбой за восточные окраины Польши, в действительности было террором против белорусского населения. Но возведение убийц в герои продолжается, несмотря на то, что факт сотрудничества Армии Крайовой с немецкими оккупационными властями признается даже польскими историками.
Наталья АНТОНЕНКО.