На чашах весов – здоровье детей и политические амбиции
Уточним: Евросоюз трижды публиковал санкционные списки по Беларуси – 2 октября, 6 ноября и 17 декабря. В третий пакет включено Управление делами Президента Республики Беларусь, в систему которого входит и белорусский санаторий.
Над большим коллективом санатория «Беларусь» повисла угроза: все работники (а это почти 400 человек) останутся без работы. Главврач санатория Илья Епифанов тогда заявил, что он не получал никакой информации от официальных лиц, с чем связана блокировка счетов.
Тогда он задал вопрос: «Какие санкции? За что?». Санаторий работает по литовским законам, подавляющее большинство его поставщиков – литовские организации и предприятия, сотрудничество честное и максимально прозрачное. Все расчеты производились вовремя, а после «заморозки» счетов учреждение не может заплатить даже за свет, воду и теплоэнергию. Более того, санаторий уплачивает в бюджет серьезные отчисления и входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков Друскининкая. Илья Епифанов уточнил и то, что деятельность медучреждения регламентируется уставом, согласно которому вся прибыль идет исключительно на укрепление материально технической базы, а не отправляется в казну белорусского государства.
Руководство санатория стало готовить запросы в соответствующие структуры Евросоюза (в Брюссель), обращение в суд с исками. Сотрудники санатория вышли на акции протеста, провели автопробег, в котором участвовало около 130 автомобилей. Свои права работники санатория намерены отстаивать до конца.
К слову, большинство (около 90%) работников санатория – граждане не Беларуси, а Литвы. Тут ЕС ударил, в первую очередь, по собственным людям. Больше всего сотрудников санатория интересует ответ на вопрос: «Почему нарушают их права, ведь государство обязано обеспечивать право на труд своим гражданам?».
Историческая справка. Друскининкай в советские годы стал одним из самых известных курортных городов. В 1949 году в санатории «Беларусь» открылось детское отделение, с 1953 по 1961 годы в нем лечились дети, больные полиомиелитом (инфекционное заболевание, которое поражает нервную систему, приводит к параличу). А в 1990-е годы сюда отправляли на оздоровление детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
До недавнего времени в здравнице ежегодно проходили лечение более 13 тысяч человек, в том числе более 6,5 тысячи детишек. Сюда приезжали люди со всех уголков Беларуси, в том числе и из Сморгони. Из 539 коек 410 отведены детям с ограниченными возможностями: это инвалиды-колясочники, с заболеваниями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата.
- За 2019 и 2020 годы в санатории «Беларусь» прошли оздоровление 40 человек из Сморгонского района, в том числе 3 ребенка-инвалида в сопровождении взрослых. А желающих посетить этот санаторий ещё больше, - уточняет Татьяна Литвинко, ведущий специалист представительства Гродненского областного управления республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения по Сморгонскому району. – Все детские путёвки (до 18 лет) бесплатные, родителям следует оплатить только проезд. Здравница славится профессионалами высокого класса, их услуги очень востребованы пациентами. Не сдерживало от поездок в этот санаторий даже тот факт, что он находится довольно далеко от Сморгони.
Сморгонцы Анна Викторовна с дочкой Катей, у которой детский церебральный паралич (первой степени), проходили реабилитацию в санатории «Беларусь» четыре раза. «Дочка родилась проблемная, мы много работаем над улучшением её здоровья, в том числе ездим в санатории, - уточняет Анна Викторовна. - Грязевые и солевые ванны, бассейн, ЛФК, массаж, иглоукалывание… - результат после санатория виден сразу. Но он недолгосрочный. Для поддержания результата и его улучшения ездить туда надо регулярно. Сейчас у нас такой возможности нет… Кате, которой сейчас 12 лет, там всегда очень нравилось. Ей не хватает не только лечебно-оздоровительных процедур, но и той атмосферы, которая царит в санатории».
Серафима Владимировна поехала в «Беларусь» вместе с дочкой Ириной (у девочки ДЦП, четвертая степень утраты здоровья). После этого была ещё два раза, но вместе с тремя детьми (у младших – плоскостопие и сколиоз). «До Друскининкая я с дочкой побывала в санаториях в Гомеле и Нарочи – там тоже хорошо, но в «Беларуси» мне понравилось намного больше. Там все условия для детей-колясочников. Главное - безбарьерная среда. Мы бы и сейчас туда с удовольствием поехали…».
В здравнице «Беларусь» дважды побывала Галина Викторовна с дочкой Ульяной. «Для тех, у кого проблемы с желудочно-кишечным трактом, минеральная вода из естественного источника в Друскининкае – поистине живительная. Боль как рукой снимает. Два года после санатория дочке вообще не болел живот. А потом мы снова туда ехали. «Если хотите, чтобы у ребенка не было камней в желчном пузыре, пейте нашу воду», - сказала нам сотрудница санатория».
Все, кто делился впечатлениями об этой здравнице, говорили об отличном питании, интересной развлекательной программе, о том, какой там чистый воздух и хороший аквапарк. Все, кто там побывал, хотел бы обязательно туда вернуться. Но пока такой возможности у сморгонских детей нет (как в прочем и из других регионов Беларуси).
Пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства Анатолий Глаз считает, что принятые литовской стороной ограничения в отношении санатория, являются циничными. Причем, в погоне за политическими дивидендами наносится прямой урон белорусам, «за благополучие которых они, якобы, ратуют». Он также заметил: «Под санкционный шабаш наших литовских партнеров попадают не только белорусские граждане. Наносится прямой ущерб экономике и интересам самих литовцев». В завершение он добавил, что «глубокое разочарование от неудавшегося псевдодемократического блицкрига, по нашему мнению, переходит у наших западных коллег в бессильную злобу и желание посильнее наказать уже и своих, и чужих».
29 января, не дождавшись внятных ответов о судьбе санатория, его коллектив обратился в Вильнюсский городской участковый суд.
В Литве объясняют причину санкций: мол, они европейские, их якобы ввел Евросоюз. Но парадокс еще и в том, что аналогичный санаторий в Латвии, в Юрмале, – «Белоруссия» – не подвергся санкциям, хотя тоже находится в ведении управления делами президента Беларуси. «Надо учитывать, что финансовые ограничения из-за санкций установлены только в отношении конкретных лиц, а не государства в целом», – пояснили в МИД Латвии.
Не значит ли, что санкции в отношении «филиала» в Друскининкае – это, скорее, решение Литвы, а не Евросоюза?
«Это абсурд, плачевная ситуация, что рядовые работники страдают из-за каких-то международных политических дел. Санаторий не только не может работать, не может платить зарплаты работникам, не может оплатить счета за отопление, воду и другие услуги», – заявил мэр Друскининкая Ричардас Малинаускас. Но прислушаются ли к его словам власти Литвы?
Вместе с тем санаторий по-прежнему функционален, здесь не отключалось ни электро-, ни теплоснабжение. «Хоть сегодня открывай любой номер, любой кабинет и принимай пациентов. Мы только отключили подогрев воды в бассейне. Как только ситуация по коронавирусу ослабнет, готовы работать в полном объеме», – пояснил Илья Епифанов.
Он также опроверг слухи о том, что санаторий может забрать банк или какое-либо государство: «Санаторий – собственность Республики Беларусь и таковой останется в любом случае».
В режиме ожидания находятся сейчас и работники санатория, и его потенциальные клиенты. Пока «сильные мира сего» определяют степень своих политических амбиций, страдают простые люди – коллектив здравницы и, главное, – дети, у которых есть проблемы со здоровьем.
Виктория ВАЛЕНТИНОВА.