Человек большой души
С Владимиром Григорьевичем Счастным (Дроздовым) мы познакомились пятнадцать лет назад, когда он привез в Молодечненский областной драматический театр свою пьесу о знаменитом дипломате и композиторе М. К. Огинском. Эта встреча стала вехой в моей творческой судьбе. Я и мои коллеги встретили очень глубоко образованного, интеллигентного, с потрясающей созидательной энергией человека.
Меня Владимир Григорьевич увлек рассказами о непростом историческом периоде нашей Родины, подарил книги, диски, которые я прочел и прослушал подробно, работая над ролью князя Огинского. Эта роль до сих пор со мной, но уже в новой редакции В. Барковского, а тот, первый, вариант ставила А. Михальцова.
Это была очень трудная работа, но очень интересная. Постановочная команда была большая, но ключ к образу подсказал именно Владимир Григорьевич, поскольку он очень хорошо изучил ту эпоху и образ Огинского видел через призму этих знаний.
Дипломат, писатель, переводчик, имел ранг Чрезвычайного и полномочного посла, работал в этой должности в Великобритании и Северной Ирландии, потом возглавлял национальную комиссию Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО.
Последние семь лет он отошёл от дипломатических дел, но продолжал писать, переводить, вел активную общественную деятельность, результатом которой стала реставрация поместья Огинского в Залесье (Северные Афины). Теперь это современный туристический центр, где мы иногда играем спектакль “Паланэз на развітанне”.
Именно в Залесье 25 сентября на праздновании 255-летнего юбилея М. К. Огинского мы увиделись в последний раз...
Знал ли я тогда, или чувствовал что-нибудь? Теперь, кажется, что да. Мы говорили, репетировали, снова говорили. Я, к своему огромному удовлетворению, нашел понимание и поддержку. Более того, Владимир Григорьевич разделял со мной мою точку зрения на происходящее в стране и в культуре в частности. Он был настоящим патриотом Родины, без всякой пафосности, и очень любил ее. «Родину не предают ни при каких обстоятельствах», - сказал он, имея ввиду все события, «правительство в изгнании», демарш некоторых дипломатов (об этом ему было говорить особенно неприятно), и о театре в частности и в целом...
А ещё он сказал, что надо бы многим людям учить историю, в противном случае история будет учить сама.
Он был мудр, умён, опытен, и мне было абсолютно понятно, что он знает, о чем говорит.
Потом был спектакль, мероприятие прошло с успехом, и на фуршете мы договорились, что он придет ко мне на спектакль в «Молодежку». Я выбрал свою самую серьезную роль, но он улыбнулся, как-то озорно, по-детски и, смущаясь, сказал: “Давайте, лучше, самую несерьёзную”.
Но он не придёт. 15 ноября он ушёл навсегда в семьдесят два года. Единственное оправдание тому, когда дипломат не может выполнить обещание - это смерть. И тут он оказался последовательным, как и во всей своей профессиональной жизни.
Александр ПАШКЕВИЧ,
актер Белорусского государственного молодежного театра, музыкант.