Материалы NEXTA признаны экстремистскими (+Видео)
Министерству информации Республики Беларусь необходимо включить информационный канал интернет-мессенджера «Telegram» - «NEXTA-Live» (t.me/nexta_live) и логотип (цифровой водяной знак) «NEXTA» в республиканский список экстремистских материалов, принять меры по ограничению доступа к информационным ресурсам, содержащим аналогичные наименования, и их распространения в белорусском сегменте.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Гражданское дело рассмотрено по заявлению Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь о признании информационной продукции экстремистскими материалами.
Как установлено в ходе судебного заседания, Министерством внутренних дел Республики Беларусь проводятся мероприятия в отношении лиц, которые в Telegram-канале «NEXTA-Live» в период с 9 по 11 августа 2020 года разместили информацию, в которой согласно экспертного заключения Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма содержатся признаки экстремистской деятельности: организация и публичные призывы к осуществлению массовых беспорядков. Заявитель просил признать информационный канал интернет мессенджера «Telegram» - «NEXTA-Live» (t.me/nexta_live) и логотип (цифровой водяной знак) «NEXTA» экстремистскими материалами, содержащими информационную продукцию (видеоролики, призывы и публикации как от имени самой редакции канала, так и подписчиков) с признаками экстремистской деятельности, а именно: организация и публичные призывы к осуществлению массовых беспорядков, поручить Министерству информации Республики Беларусь включить информационный канал интернет мессенджера «Telegram» - «NEXTA-Live» (t.me/nexta_live) и логотип (цифровой водяной знак) «NEXTA» в республиканский список экстремистских материалов, принять меры по ограничению доступа к информационным ресурсам, содержащим аналогичные наименования, и их распространения в белорусском сегменте.
Как отмечено в ходе судебного заседания, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» экстремизм (экстремистская деятельность) - деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, - граждане) либо политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций (далее - организации) по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
- захват или удержание государственной власти неконституционным путем;
- создание организации для осуществления экстремистской деятельности, экстремистской организации, экстремистской группы (далее - экстремистские формирования);
- создание незаконного вооруженного формирования;
- осуществление террористической деятельности;
- разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни;
- организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды;
- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
- реабилитацию нацизма, пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения;
- распространение экстремистских материалов, а равно на изготовление, издание, хранение или перевозку в целях распространения таких материалов;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму или комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов или комиссий, совершенное с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно на применение насилия либо угрозу насилием в отношении близких названных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за выполнение ими служебных обязанностей;
- финансирование экстремистской деятельности, иное содействие в ее осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, других материально-технических средств или информационных услуг;
- публичные призывы к деятельности и действиям, указанным в абзацах втором - тринадцатом настоящей части.
Экстремистские материалы – информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенная для публичного использования, публичного распространения либо распространенная любым способом, содержащая призывы к экстремистской деятельности, пропагандирующая такую деятельность и признанная экстремистскими материалами по решению суда.
Согласно ч. 1, 3 ст. 14 вышеназванного Закона распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, ее изготовление, хранение и перевозка в целях распространения запрещаются.
Информационная продукция признается экстремистскими материалами по решению суда на основании заявления государственного органа, осуществляющего противодействие экстремизму, по месту нахождения организации, ее изготовившей и (или) распространяющей (распространившей), либо по месту жительства гражданина, ее изготовившего и (или) распространяющего (распространившего), либо по месту ее обнаружения.
Судом установлено, что информационная продукция (видеоролики), размещенная в Telegram-канале «NEXTA-Live» в период с 9 по 11 августа 2020 года, содержит признаки экстремистской деятельности в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», а именно: организация и публичные призывы к осуществлению массовых беспорядков.
Указанные обстоятельства подтверждены экспертным заключением Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма. Данное заключение составлено уполномоченным органом, в связи с чем признано достоверным и достаточным доказательством по делу.