Электричество – опасность для детей
Родители и все взрослые обязаны создать безопасные условия для их жизни, научить аккуратному обращению с электроприборами. Малыши до 3-5 лет обычно находятся под пристальным вниманием родителей и воспитателей дома, на улице и в детском садике. Для обеспечения их безопасности достаточно поддерживать в технически исправном состоянии электропроводку квартиры, блокировать доступ к розеткам, работающим бытовым приборам и отдельным проводам. Делается это довольно простой установкой пластмассовых диэлектрических заглушек, выпускаемых широким ассортиментом. Все выключатели и розетки в квартире должны быть надежно закреплены.
Доступ детей к включенным в электросеть бытовым приборам и питающим их проводам должен быть заблокирован. Иначе они могут потянуть за электрический шнур или начать испытывать его механическую прочность зубами или первыми попавшимися предметами. Опасность для детей представляют включенные в сеть настольные лампы, электрические отопительные приборы, вентиляторы и другие устройства.
Но ограничение допуска к электрооборудованию — это не единственная мера. Главное внимание надо сосредоточить на обучении детей основам безопасности. Уже в этом возрасте они могут хорошо запоминать то, что им объясняют родители. Лучше делать это в игровой форме, сочетать с показом специальных образовательных детских мультфильмов и обсуждать сюжет после просмотра. Хорошо влияют на детское поведение совместные занятия с малышами по безопасности, которые проводят воспитатели в детском саду. Детям старше пяти лет родители уже предоставляют больше свободы, меньше контролируют их действия. К этому моменту важно сформировать у ребенка четкое знание опасных факторов электричества. Он должен понимать, что электроэнергия передается по проводам и представляет огромную опасность. Нельзя лазить по опорам ЛЭП, играть под ними, бросать на провода какие-либо предметы. Во дворах домов или возле них установлены трансформаторные подстанции, распределительные шкафы - проникать за ограждение электрического оборудования нельзя. Ребенок должен четко представлять, что нельзя подходить к отдельно лежащим или оборванным проводам, приближаться к ограждению электротехнического оборудования, даже если оно закрыто; играть вблизи опор воздушных линий электропередач. Обо всех замеченных нарушениях незамедлительно сообщать взрослым.
Школьникам уже требуется больше знаний приемов безопасного поведения и обращения с электрическим оборудованием в быту и на улице. Оставаясь один дома, он не должен самостоятельно включать электроприборы, заниматься ремонтом и снимать защитные крышки с бытовых устройств, заменять предохранители, электрические лампы, прикасаться к работающим приборам мокрыми руками, а тем более протирать их или мыть водой. При обнаружении запаха горелой изоляции или искрения необходимо сразу обесточить прибор, но тянуть за шнур питания руками нельзя. Даже в школе под контролем учителя во время занятий на уроках труда или на лабораторных работах по физике или химии существует опасность получения электротравм. Чтобы их избежать, ребенок должен внимательно выполнять все указания преподавателя, не заниматься самостоятельными экспериментами.
Во многих детских оздоровительных лагерях педагоги совместно с энергетиками стали проводить уроки электробезопасности, на которых используют видеоролики, презентации и другие действенные методы обучения. Основными мерами предохранения детей от поражения электрическим током являются: поддержание в технически исправном состоянии электрооборудования; своевременное проведение ремонта отказавших в работе электроприборов; постоянное обучение ребенка мерам безопасного поведения, включая обращение с электрическими устройствами; периодический контроль за поведением детей со стороны родителей и педагогов. Родители должны хорошо понимать опасность, исходящую от электрической энергии и принимать все от них зависящее для исключения несчастных случаев в семье.
Виктор ГОРОХОВ, государственный инспектор по энергетическому и газовому надзору.