Когда завод становится судьбой...

 

Когда завод становится судьбой...

Общество
30.03.2024
2070
2024 год объявлен Годом качества. Совместно с районной ветеранской организацией мы запускаем новый проект «Качество под знаком времени». Герои проекта – ветераны труда, люди, которые своим качественным трудом внесли огромный вклад в развитие нашего региона, стали не только источником вдохновения и уважения, но и настоящими маячками, на которые равняется наша молодежь. Первая героиня проекта – Валентина АХМЕДЗЯНОВА.

IMG_6820.JPG

Она не работает на заводе оптического станкостроения с 2010 года, но за чертежами «сидит» очень часто. Едва ли не каждую ночь видит во сне, как работает с кульманом... Тридцать два года Валентина Ивановна была инженером-конструктором, проектировала пресс-формы для переработки пластмасс, резины и литья металлов. Своё дело любила безмерно. 

– Строительство СЗОСа началось в 1970 году, его создавали на базе филиала Минского оптико-механического завода имени С. И. Вавилова, в составе Московского научно-производственного объединения «Оптика». В апреле 1972 года в цеху нестандартного оборудования предприятия была произведена первая продукция. Отсюда ведётся отсчёт истории СЗОСа, – отмечает наша собеседница. – В мае 1975 года на заводе оптического станкостроения были собраны первые станки для обработки оптических деталей. Чуть позже предприятие начало заниматься производством вакуумной техники.

Я устроилась на СЗОС в 1978 году. До этого трудилась в Витебске, в производственном объединении «Витебскдрев», попала туда по распределению после Белорусского технологического института. Отработав три года, узнала, что в Сморгони построен новый завод, у которого большие возможности. Не колебаясь, отправилась в отдел кадров. И меня взяли на работу в отдел главного технолога, который насчитывал 140 человек. А в бюро проектирования оснастки поначалу нас было семеро. Потом штат инженеров-конструкторов расширили и сделали два бюро: проектирования сложной оснастки (в котором я работала) и приспособлений режущего мерительного инструмента. 

ЗОС_33.jpg

Я оказалась в коллективе умнейших, грамотнейших людей, культурных, интеллигентных. Они приехали в Сморгонь из разных уголков СССР. К примеру, главный инженер Михаил Юмштык – из Ижевска. На заводе он отработал около 15 лет. Очень грамотный специалист и мудрый человек. Ему подчинялись все технические службы, Михаил Григорьевич был компетентен во всех технических вопросах, при нём на СЗОСе много что осваивали.

ЗОС_22.jpg

К слову, и Ваша личная жизнь сложилась благодаря предприятию. Вы же с мужем Расимом Миргалимовичем вместе работали.

– У нас был служебный роман! Он был начальником бюро нестандартного оборудования. Сидел у меня за спиной. У нас был огромный кабинет, человек на 80. Тишина – как в библиотеке, каждый был в мыслях о своей работе.  Разговаривать можно было только шёпотом.

А как же Вы в таком случае с мужем познакомились?

– В походах!  Он, как и я, был заядлым туристом.

Расцвет СЗОСа пришёлся на «золотое десятилетие» – с 1980 по 1990 годы. Расскажите, пожалуйста, об этом времени.

– В начале 1980-х годов завод возглавил Александр Гоев. На предприятии осваивались новые изделия: оптические станки с программным управлением, металлорежущее оборудование, вакуумные установки для упрочнения металлорежущего инструмента. Повышалось качество изделий, улучшалось их конструктивное оформление. Уникальная продукция завода экспонировалась на ВДНХ в Москве.

Александра Гоева сменил Сергей Пелих. Предприятие продолжало расширяться, росли объемы выпускаемой продукции, технический уровень производства повышался. Увеличивалось и количество работников, в 1990 году на заводе работало более четырёх с половиной тысяч человек.

ЗОС_11.jpg

В это время осуществлялась широкая социальная программа в городе.

– Конечно! Многие ехали в Сморгонь потому, что здесь давали жильё. Рядом с СЗОСом были построены многоквартирные дома (мы тоже получили квартиру в одном из них), общежитие, три детских сада, спорткомплекс «Юность», плавательный бассейн, база отдыха «Станкостроитель», детский корпус больницы.  Детский оздоровительный лагерь «Лесная поляна» тоже раньше принадлежал СЗОСу. Для подготовки кадров при СЗОСе существовали ПТУ металлистов и вечерний филиал Минского политехнического техникума, где мой муж черчение преподавал.

В это время была создана футбольная команда «Станкостроитель», при заводском клубе – хор и детский танцевальный ансамбль «Мишутка». А какая у нас была сандружина! Одно время их было даже две. Я была тоже в команде. Дважды мы отстаивали честь района в области.

ЗОС_44.jpg

ЗОС_6 (1).jpg

У тех, кто любил путешествовать, были большие возможности для этого. Практически каждые выходные на заводе организовывались поездки. Мы с мужем с экскурсиями объехали весь Советский Союз. Я настолько увлекалась туризмом, что в 1979 году поднялась на Эльбрус. Более 4 тысяч метров над уровнем моря! Панорама Кавказских гор – неописуемая красота. Как на картинах Рериха.  Впечатления – на всю жизнь.

ЗОС_55.jpg

Распад Советского Союза негативно отразился на работе СЗОСа…

– К сожалению, да. Произошёл разрыв производственных, экономических и научно-технических связей, резко уменьшилось количество заказов на производимую продукцию. Чтобы удержаться на плаву, стали больше выпускать товаров народного потребления, пересмотрели структуру завода. Но стабилизировать экономическую ситуацию не удалось, работники стали увольняться.

Предприятие прошло через многое. Были взлёты и падения, но Вы оставались верны ему всё это время…

– Можно так сказать. Признаться, был небольшой перерыв в работе. Когда появились проблемы на заводе, зарплаты были низкими и платили их раз в три месяца, я решилась – и уволилась. В 1998 году ушла на агрегатный завод, была начальником бюро в отделе управления качеством, но и года не выдержала, поняла, что это не моё. Вернулась на СЗОС. Моим призванием было проектировать, творить, создавать.

Какое счастье, какое удовлетворение я получала, когда видела результат своей работы во время испытания оснастки. Когда то, что было на моём чертеже, претворялось в жизнь. Когда на глазах литейная машина выдавала новую деталь.

Как известно, изменения к лучшему произошли на заводе в конце 1990-х годов, когда генеральным директором был назначен Александр Радевич. К слову, в прошлом году ему присвоили звание «Почётный гражданин Сморгонского района». В разное время трудовой коллектив завода возглавляли Василий Косов, Болеслав Томашевич, Олег Крысин, Александр Гершман, Владимир Шелег, Святослав Голдарь. Каждый из этих руководителей внёс свой вклад в работу предприятия.  С 2017 года СЗОС возглавляет Виталий Крачковский…

– Да, и я рада, что завод продолжает работать. Проводится техническое перевооружение производства, расширилась география поставок продукции. Что бы ни говорили, у предприятия есть будущее.

Я в курсе дел СЗОСа, потому что на протяжении шести лет являюсь председателем ветеранской организации, которая насчитывает 539 человек. Хорошо знакома с руководителем, Виталием Михайловичем, он поддерживает нашу организацию.

IMG_6834.JPG

А чем ещё занимаетесь на пенсии?

– Стараемся с мужем и друзьями путешествовать. Побывали во многих уголках Беларуси. Много времени посвящаем даче. Я люблю разводить цветы, у меня там целая плантация тюльпанов, гладиолусов, георгин. Занимаюсь выращиванием помидоров, в этом году планирую высадить 20 сортов.

К слову, участок мы тоже получили от завода. Дом проектировал и построил сам хозяин (так нежно и трепетно называет мужа Валентина Ивановна – авт.). Он же на пенсию ушёл только пять лет назад. Некоторое время работал на агрегатном заводе, ушёл на пенсию с должности заместителя главного инженера, но недолго отдыхал. Его снова позвали на СЗОС – и он до 75 лет был заместителем главного конструктора.

Так что можно сказать, что СЗОС для нас – это наша жизнь, наша судьба.

Галина АНТОНОВА

Фото автора и из архива Валентины АХМЕДЗЯНОВОЙ.


Интересные и актуальные новости Сморгонского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

 #Новости_Светлы_Шлях

Статьи по теме: