Иван АРТИМОВИЧ: «Глядя через призму истории, мы можем понять, что делать с сегодняшним и завтрашним днём»

 

Иван АРТИМОВИЧ: «Глядя через призму истории, мы можем понять, что делать с сегодняшним и завтрашним днём»

Культура
17.04.2024
1755

Наш город посетил Иван АРТИМОВИЧ, скульптор, кандидат искусствоведения, председатель секции скульптуры Белорусского союза художников, один из авторов Мемориального комплекса по линии противостояния в Первую мировую войну 1915 – 1917 годов в городе Сморгони.

Прошлой осенью, после долгой паузы, на мемориале начались строительные работы, которые завершились буквально на днях. Иван Анатольевич захотел своими глазами увидеть, как сейчас выглядит это памятное место. Туда он оправился с другим автором мемориала – скульптором, заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Владимиров Теребуном.

2Z3A2190.jpg

2Z3A2173.jpg

2Z3A2162.jpg

4.jpg

– Иван Анатольевич, Вы побывали на мемориале, встретились с руководством района. Каковы Ваши впечатления от проделанной работы на комплексе?

– Строительные работы на мемориале завершены, нас устраивает их качество. Осталось решить технические моменты и связанные с творческой частью. У нас есть предложение по наполнению зоны памяти и скорби. На полукруглых стенах изначально предполагали разместить текстовые информационные надписи, но недавно отказались от этой идеи. Взамен мы предложили хорошее и лаконичное решение по оформлению этой зоны. Будем сейчас работать в этом направлении.

Также не стоит забывать, что есть вторая очередь строительства. Линия противостояния в Сморгони проходила через весь город. Сохранилось около 15 дотов вблизи деревни Ходаки – живых свидетелей войны. Мемориал, который мы начали разрабатывать в 2006 году, включает в себя эти элементы. Предполагается создание фигуративной композиции под названием «Проклятие войне», представляющей собой фигуру солдата, воткнувшего винтовку штыком в землю, с воздетыми к небу руками, в проклятье войне и всему, что она несет. А также дополнительной информационной части о государствах-участниках войны – это блок наших идей и замыслов, которые пока остаются нереализованными. Тем не менее, можно сказать, что мемориал прижился в Сморгони, ещё до завершения строительства сюда приходили горожане, приезжали туристы. 

Я увидел мемориал в конечной стадии – наши планы, задумки, облачённые в гранит.  Конечно, это всё впечатляет. В каком-то смысле, я уже – сторонний наблюдатель, ведь скульптурная часть работ была сделана в 2009 году, но наш авторский интерес к судьбе мемориала не ослабевает. Учитывая, что были определённые финансовые трудности, работа затянулась, то нам вдвойне радостно, что она завершилась. Я отмечаю качество и высокий уровень гранитных, строительных работ. Это важно для скульптора, потому что любую, даже самую замечательную идею можно загубить некачественным исполнением. Глядя вперёд, надеюсь, что будет доработана информационная часть, уже есть идеи по поводу наполнения сайта и создания QR-кодов, сопровождающих все элементы мемориала. Важно, чтобы любой человек мог оперативно получить информацию о комплексе, об исторических событиях именно в момент посещения мемориала, даже не заказывая экскурсии.

1.jpg

– Давайте вернёмся в 2006 год. Вспомните, пожалуйста, как начиналась работа над созданием комплекса.

– Руководителем авторского коллектива, к которому сначала присоединился я, а впоследствии – Владимир Васильевич Теребун и Александр Григорьевич Божидай, был мой отец Анатолий Ефимович Артимович. В 2006 году я, студент кафедры скульптуры академии искусств, был далёк от амбициозных планов – участвовать в подобных проектах. Но отец, как человек опытный, профессор кафедры, лауреат государственной премии, автор многих памятников и монументов на территории Беларуси и за рубежом, решил для себя, что примет участие в конкурсе, он и привлёк меня к проектной части работы. Я помогал делать планшеты, привязки, готовить проектные материалы, эскизы к самому первому главному конкурсу, который мы выиграли в 2006 году. Для меня это была важная школа, связанная с проектированием, с основными принципиальными задачами, которые выстраиваются задолго до выполнения скульптурной части. Это определение основных позиций замысла, масштабов, генплана, работа с архитектором. Все было непросто.

С 2006 по 2009 годы проектная работа не прекращалась. Мы благодарны Владимиру Васильевичу, который присоединился к нашей команде в качестве скульптора, а в организационном смысле возглавил работу, которая касалась переговоров с руководством города, скульптурным комбинатом, Министерством культуры и авторским коллективом.

Проект 2009 года был представлен на рассмотрение художественно-экспертному совету, он послужил основой мемориального комплекса, который мы сегодня можем видеть. Александр Божидай, который был на то время заместителем председателя Сморгонского райисполкома, тоже много сделал для проекта: и в чисто практическом смысле, и в плане художественного замысла. Благодаря ему и тогдашнему председателю райисполкома Мечиславу Гою началось полноценное строительство мемориала, хотя тогда для этого не было даже средств. 

– Ваш отец Анатолий Артимович известен тем, что является одним из авторов мемориала в Брестской крепости, Кургана Славы, то есть известных скульптурных композиций, в которых отразились исторические события Великой Отечественной войны.  А почему он и Вы заинтересовывались темой Первой мировой войны?

– Тема Первой Мировой в Беларуси мало распространена, мало известна. События Великой Октябрьской революции, Второй мировой и Великой Отечественной войны перечеркнули в каком-то смысле память об этом страшном событии. Но в масштабе истории это было ведь совсем недавно – во времена наших дедов и прадедов. Они жили мирной жизнью, строили планы, которые неожиданно были перечёркнуты чужой злой волей. Через короткое время этот же опыт у нас повторился в еще более страшном масштабе.  

Такого размаха мемориального комплекса, посвящённого Первой мировой войне, нет не только в Беларуси, но и на всём постсоветском пространстве. Он широко раскрывает проблематику и трагизм исторического события. Это не пафосное декларирование. Наша мысль обращена на судьбы отдельно взятых людей, чей мир рухнул. Некоторые композиции менее заметны на фоне центральных (часовни, крылатого гения солдатской славы), но это очень важные элементы. Спящие солдаты, которые сотнями гибли не только во время боевых действий и газовых атак, а от переутомления, от последствий жестоких боёв, когда у людей не было возможности передохнуть…

Как известно после войны более 16-тысячная Сморгонь превратилась в разрушенный город, куда вернулось всего 154 человека. Конечно, обо всем этом мы не имеем права забывать, хотя современная жизнь выдвигает свои требования, новые вызовы, но, только глядя через призму истории, мы можем понять, что делать с сегодняшним и завтрашним днём. Поэтому этот комплекс был важен и для меня, начинающего некогда скульптора, и спустя годы эти позиции остаются неизменными.

2Z3A2180.jpg

2Z3A2120.jpg

2Z3A2138.jpg

2Z3A2149.jpg

– С Вашим именем связано ещё одно событие, которое прошло летом 2013 года – пленер художников-скульпторов, благодаря которым в центре города появились очень интересные скульптуры из камней…

– Проведение пленера – это инициатива Владимира Васильевича и Александра Григорьевича. Мы на то время уже плотно сотрудничали друг с другом и руководством города.

Скульптура… Она очень многогранна. Она же пронизывает живую ткань современного города, создает акценты, наполняет среду, пусть даже небольшую, локальную (например, парк или сквер) определённым содержанием. И это тоже значительная область нашего интереса. Такая форма, как скульптурный пленэр – очень востребована. И для самих художников, потому что в короткое время можно создать собственное, авторское произведение, которое будет установлено в общественной среде. И для города это важно, потому что за короткий срок и минимальный бюджет горожане получают ряд произведений, которые аккумулируются в каком-то небольшом пространстве, создавая определённую среду – выставочную, эстетически наполненную. Есть куда прийти, привести гостей. На сморгонском пленере я был в качестве куратора – подбирал авторов, согласовывал определённые моменты и сам участвовал.

5.png

– Сморгонь для Вас – неслучайный город…

– Я с удовольствием сюда приезжаю. Это уже определённая точка моего притяжения. Мой интерес, мои творческие идеи здесь реализованы. Хорошо, что в Беларуси есть несколько таких мест. Это и Кировский район, где нами создан мемориальный комплекс «Борки», и Чаусы, и Могилёв. Потихонечку география расширяется, но именно Сморгонь дала толчок и стала первым пунктом в моей творческой биографии.

Сегодня я всё здесь сфотографировал, покажу отцу, он будет очень рад такому успешному завершению нашего проекта.

Галина АНТОНОВА

Фото Сергея ЮРЕВИЧА и из архива Владимира ТЕРЕБУНА

 

Статьи по теме: