Любить ночь – право тараканов?

 

Любить ночь – право тараканов?

Калейдоскоп
09.02.2020
1150
Мое детство припало на 90-е. Принято считать, что это были сложные времена. Но я с позиции своего детского мировоззрения тогда не ощущала этих сложностей. В моей жизни было то, что было: улица, скакалка, фантики от жвачек, съеденных не мной... И не было того, чего не было: виртуальных друзей, ярких игрушек и.... жвачек, которые я сама достала бы из фантиков.

Я не была ни пионером, ни октябренком и никогда не пела гимны, устремив свой взор на серп и молот. И мои воспоминания родились уже не в советской стране. Но они с силой тяжёлого молота всё чаще заявляют о себе...

В 11 лет мне достался по наследству от старшего брата раскладной велосипед. В те времена мы называли его «раскладушкой» и гоняли всем двором по очереди. Ни нас, ни наших родителей не пугали ссадины на коленках и честные имена предков не порочили наши дырки на носках и «просящие еды» босоножки.

Мы жили в квартире с подселением, проще говоря, в коммуналке: кухня – одна на две семьи. Соседскому мальчишке было на год больше, чем мне, а потому мы понимали друг друга, и круг интересов у нас был один на двоих.

Игры «Рыбки», «Бизнес» - это из «магазинных», а ещё уйма всего того, что мы сами придумывали. А придумывать у нас получалось неплохо. Сейчас пробегают мурашки по коже от одной мысли... Но в те времена мурашки бегали не по коже, а по квартире. А вместе с ними – огромные тараканы. Особенно ночью на кухне.

Мой сосед был весьма ловким. Он умел застать тараканов врасплох: включал свет, и пока они не успели разбежаться, ловил самых «жирных» в баночку. Потом разглядывал их сквозь стекло и после небольшой паузы протяжно произносил: «Танька, вот это твой, а вот это мой. Посмотрим, какой первый придет к финишу». Я не брала тараканов в руки, зато брала мелок и выводила на полу две линии: старт и финиш. После этого сосед «выкуливал» из банки испуганных «спортсменов» и объявлял: «На старт, внимание, марш!» Как правило, тараканы начинали старт, не дождавшись свистка. Оба участника игнорировали нарисованную мелком дистанцию и бросались куда глаза глядят.

Во время соревнований сосед умудрялся своего бегуна подпихивать тапком в нужном направлении. И тот, хоть и не без посторонней помощи, к финишу приползал. А вот тот участник, на которого ставила я, всегда сбивался с маршрута и уползал под шкафчик или холодильник. «Ну что, Татьяныч, ты опять проиграла! - радовался сосед. - Завтра ты выносишь два ведра мусора!»

Тараканы и мелкие мурашки были нашей реальностью. Скажу больше: иногда из сада мы приносили вшей, а один раз даже болели чесоткой. С соседом мы иногда делили одну конфету на двоих и фраза «дай лизнуть морожко» не вызывала ни у кого брезгливости.

У меня было всего две настоящие куклы. Все остальные - бумажные. Мы их рисовали, вырезали, затем рисовали для них одежду и снова вырезали... Потом появились дешёвые Барби и Кены, одежда и домики для них... Но это было уже не то. Вместе с яркими игрушками у нас появились симптомы первой жадности и конкуренции: у кого Барби красивее и у чьей волосы длиннее… Именно тогда началось другое время.

Но вернёмся снова в начало 90-х. Зима, примерно 7 вечера. Мама и соседка готовят ужин. И вдруг в доме пропадает свет. На кухне зажигаются все конфорки плиты и дежурная свеча. Мы с соседом радуемся. Прикольно без света!

- А давай устроим кому-нибудь ловушку?

- Нет, давай спрячем тапки или лучше ботинки...

- А давай в шкаф залезем, там стоит банка мёда.

А давай, а давай, а давай... А давайте помнить те времена, когда мы имели мало, но умели этим делиться. Давайте знать своих соседей по именам. Давайте радоваться возможности зажечь свечу, когда в доме пропадает свет.

Татьяна ЧЕРНЯВСКАЯ.