Залесье – одно из мест явлений Божией Матери на сморгонской земле. На месте явлений Богоматери наши предки строили храмы. Известно, что чудесные явления Богородицы были также в Сморгони, Светлянах и Сукневичах.
В XVI веке на землях Сморгонщины в исторических источниках упоминается несколько православных храмов. Покровская церковь – одна из таких духовных жемчужин.
Каменная Свято-Покровская церковь в деревне Михневичи – храм уникальный. За свою многолетнюю историю он ни разу не закрывался, действовал при панской Польше, при советской власти, во время Первой и Второй мировых войн. Здесь никогда не смолкала молитва, эта земля со времён принятия христианства всегда находилась под Покровом Богородицы. Многие столетия люди приходили в деревянную, затем каменную Покровскую церковь и, как дети, открывали Пречистой Деве свои горести и беды, переживания и желания, ведь только к Ней они могли обратиться, когда обращаться больше было не к кому. И Она покрывала…
Ее Покров – это молитвенная забота о нас, это благодать Божия, данная Святой Деве как самому близкому к Богу человеку, и этой благодатью Она готова защитить нас всегда.
Первый православный храм на территории Залесья появился не позже 16 века, после явления иконы Богородицы на сосне. Эту икону Божьей Матери называли Соколиною, т. к. местные жители увидели святой образ, обратив внимание на странное поведение птицы. Сокол несколько раз пытался сесть на ветвь дерева и не мог, вновь взлетал ввысь. Тогда местные жители и увидели икону на дереве… Сосну спилили и построили на том месте небольшую церковь. В ней под престолом оставался пень от дерева.
О дате строительства храма известно из книги И. Я. Строгиса «Залеская Георгиевская старая деревянная церковь», изданной в Витебской типографии в 1895 году. Архивариус Виленского центрального архива древних актовых книг Иван Строгис указывает: «1542 год, как год, когда церковь на месте явления иконы Богородицы в Залесье уже была возведена».
В конце 17 века построили уже более вместительную церковь из толстых на четыре канта обтёсанных сосновых брёвен и без единого гвоздя. Вотчинник Залесья, Венденский подкоморий Петр Княжевич в 1689 году дополнительно выделил для нужд церкви 55 десятин (60 га) земли и предоставил лес и всё необходимое для строительства храма.
Новые владельцы Залесья, князья Огинские (супруги Марциан и Текля), выделили для нужд церкви ещё 8,5 моргов и сенокос, названный Миссунов, расположенный над рекой Вилией. Затем Франтишек Ксаверий Огинский даровал залесской церкви еще 15 моргов земли (1 морг = 0,56 га). Деревянная церковь состояла из алтаря, притвора и средней части храма. Общая длина церкви составляла 19,5 метра. Сохранилась фотография 1916 года, которая иллюстрирует, как выглядел деревянный храм в честь Покрова Богородицы, построенный в Залесье в 17 веке (Георгиевской деревянная церковь станет после 1866 года, когда в деревне Михневичи возведут Покровский храм из бутового камня.).
Начало 17 века известно в церковной истории своими печальными событиями – насильственным насаждением униатства. Униатскими, вопреки самому смыслу унии, становились только православные церкви, католические храмы оставались костелами. Со второй половины 17 века залесский храм был переведён в унию. В архивных материалах за униатский период находим скупые сведения о священниках, служивших в Залесье: священник Гинко Ян в 1770-е годы, отец Василий Вашкевич – до 1778 года, после него священствовал отец Антоний Обадович, а с 1816 по 19.12.1819 служил Юрий Хруцкий.
В период, когда он был настоятелем, произошло важнейшее историческое событие – воссоединение униатской церкви с православной (1839 год). Униатские церкви вернулись в «родную гавань».
Отец Алексий служил настоятелем в Залесской Покровской деревянной церкви с 1822. до 1846 годы. По старости лет и глухоте был уволен за штат 24 декабря 1845 года.
(Продолжение следует).
Василий ГРИБАНОВ.