Какие изменения планируется внести в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания»
Для упрощения и сближения подходов
Заместитель начальника управления — начальник отдела методологии управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Шпак отмечает: несмотря на то что последняя редакция закона вступила в силу 8 июля 2021 года, в конце прошлого года специалисты ведомства приступили к подготовке нового законопроекта. Связано это в первую очередь с возникшей необходимостью унифицировать законодательство в области торговли между Беларусью и Россией для выполнения подписанных дорожных карт Союзного государства. Среди других причин — поступательное снижение нагрузки на бизнес, а также поступившие в адрес регулятора предложения со стороны участников рынка. Принципиальных изменений набралось немало. О чем идет речь?
В частности, предлагается исключить из закона такие понятия, как «крупный магазин» и «сеть общественного питания», а заодно и требования к ним. В числе предложений — отмена обязанности ретейлеров и рестораторов предварительно уведомлять о начале своей деятельности местные органы власти. При этом обязанность подачи сведений для включения в Торговый реестр сохранится — а значит, магазин или кафе не возникнет неожиданно в том или ином месте. Напомним, уже более года законодательно закреплен переход с разрешительного на уведомительный принцип открытия объектов торговли и общепита. Теперь максимум в течение пяти дней после начала работы магазина или кафе его владелец должен направить сообщение на включение объекта в Торговый реестр.
Кроме того, предусмотрена отмена обязательного согласования с местными исполкомами ночного режима работы.
— Сегодня любой торговый центр, рынок, магазин, кафе, которые будут открыты после 23:00 и до 7:00, должны согласовать это время. Процедура не очень длительная, но требует для субъектов хозяйствования дополнительных расходов. С учетом практики применения этой нормы и с точки зрения унификации законодательства с российским полностью отменяем согласование режима работы в ночное время. При этом норма сохранит свое действие для тех объектов торговли и общепита, где будут продаваться алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво, — уточнила Ирина Шпак.
Вместе с тем сетям предлагается согласовывать открытие новых магазинов с местными органами власти — здесь требование ужесточили. Цель — создать дополнительные условия для развития малого и среднего бизнеса, а также организаций потребкооперации, ограничив инфраструктурное развитие сетей, которые благодаря масштабу могут оказывать существенное влияние на состояние конкуренции на рынке розничной торговли.
Предлагается расширить перечень технологий, с помощью которых может работать онлайн-торговля: не только через интернет-магазины, но и с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов — каталогов на интернет-площадках, приложений для мобильных устройств, через которые можно выбрать товар и заключить договор купли-продажи.
Продбезопасность диктует меры
Ряд норм включен в проект закона дополнительно после изучения поступивших предложений от торговли, производителей, контролирующих органов. Часть из них не нова и направлена на обеспечение национальной продовольственной безопасности. Одна из норм устанавливает обязанность ретейлеров обеспечить минимальную долю продажи отечественных товаров. Ожидается, что перечень товаров, за наличием которых на полках будут следить, позже определит Совмин исходя из анализа уровня продаж и складывающейся динамики по ним. Еще один пункт касается обеспечения прироста доли отечественных продтоваров в розничном товарообороте. Согласно Доктрине национальной продовольственной безопасности, удельный вес доли белорусских товаров в рознице должен составлять не менее 85 процентов. Этапы выхода на эти показатели будут устанавливаться Совмином. При этом требования не распространяются на ИП, микроорганизации и крестьянско-фермерские хозяйства.
Кроме того, в документе прописано: независимо от влияния конъюнктуры мировых рынков и других внешних факторов жителям на всей территории гарантируется доступность к продовольствию в количестве, необходимом для активной, здоровой жизни, а также создаются социально-экономические условия для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне. С учетом текущей экономической и политической ситуации в мире для недопущения дефицита продуктов и обеспечения продбезопасности предлагается исключить запрет на введение госорганами и юрлицами ограничений продажи отдельных видов товаров. Таким образом, в случае значительного увеличения спроса ретейлеры для защиты интересов покупателей смогут при необходимости оперативно устанавливать временные ограничения на продажу отдельных товаров в одни руки.
Товарно-денежные взаимоотношения
Следующая норма направлена на ужесточение финансовых взаимоотношений поставщиков и ретейлеров. Вопрос ограничения вознаграждений по сути своей не нов, обсуждается не один год. Периодически для его решения предлагаются разные варианты. Но нарекания со стороны отечественных производителей все еще остаются. В основном они лежат в плоскости того, что, вынужденно соглашаясь на вознаграждения в адрес сетей, они теряют в рентабельности. Не соглашаясь, теряют места на полках. Проблема опять возникла при подготовке законопроекта. Что предлагается изменить в этот раз?
Предусматривается ограничение совокупного размера вознаграждений максимум в 5 процентов от цены приобретенных продтоваров — по аналогии с Россией и Казахстаном. При этом для торговых сетей вводится запрет на выплату других вознаграждений, не предусмотренных законом. На заметку: предлагается разрешить премии за количество, маркетинг и логистику. Для всех торговцев будут запрещены бонусы, связанные с приобретением определенного количества продтоваров, за маркетинг в отношении товаров, изготовленных под собственной торговой маркой, а также товаров, предоставленных для проведения распродаж, в отношении отдельных соцзначимых товаров, которые определит Правительство.
Сейчас, например, по информации концерна «Белгоспищепром», формирование отпускных цен на товары под СТМ торговых сетей идет с минимальной рентабельностью. Это снижает доходность предприятия по сравнению с отгрузками аналогичной продукции собственных брендов. В этом случае дополнительная выплата вознаграждения за производство и поставку таких товаров экономически нецелесообразна для производителя.
Спрос придется просчитывать точнее
Кроме того, нормы законопроекта предусматривают запрет на установление в договорах поставки продовольствия условий возмещения затрат, связанных с утилизацией и уничтожением непроданного. А также запрет на заключение договоров, содержащих условия возврата поставщику продтоваров, на которые установлен срок годности до 30 дней включительно, замены товаров на такие же либо возмещения их стоимости. Оказывается, весьма знакомая ситуация для производителей хлеба и хлебобулочных изделий, на которых, по сути, перекладываются все риски и которые в конечном счете несут убытки. По информации организаций хлебопекарной отрасли, обратная передача нереализованной торговыми сетями продукции идет по договорам поставки, а также путем заключения договоров обратной купли-продажи такой продукции. В результате, по данным крупнейших отечественных организаций хлебопекарной отрасли (ОАО «Гомельхлебпром», ОАО «Слуцкий хлебозавод», ОАО «Гроднохлебпром», ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» и ОАО «Осиповичский хлебозавод»), сети в 2020-м вернули 262,9 тысячи тонн хлебобулочных изделий и 19,1 тысячи тонн кондитерских изделий со сроком годности до 30 дней. В 2021-м — 274,8 и 22,1 тысячи тонн соответственно. Отдельные сети в прошлом году возвращали назад до нескольких десятков процентов от полученного как в физическом, так и в денежном объеме. Для заводов это убытки в миллионы рублей. К слову, аналогичные нормы есть и в российском законодательстве.
— Проект закона прошел общественное обсуждение, рассматривался на общественно-консультативном совете при МАРТ. Отношение со стороны торговли, производителей неоднозначное: одних предлагаемые изменения устраивают, другие относятся скептически, прогнозируя возможный отдельный рост цен на нерегулируемые товары, сокращение ассортимента, рост недорогого импорта, затруднения в продвижении рекламы, вопросы с логистикой, новые затраты для производителей и поставщиков. Несмотря на то что документ внесли в Правительство, там дополнительно будут обсуждаться предлагаемые нормы, чтобы в итоге прийти к взвешенному и правильному решению, соблюсти баланс интересов всех участников потребительского рынка и в первую очередь — покупателей, — акцентировала Ирина Шпак.
СБ.