Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов

 

Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов

Экономика
03.03.2020
2212
Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь в 2019 году.

1.Неправильное определение объекта для начисления обязательных  страховых взносов.

1.1 Излишне начислены обязательные страховые взносы:

на суммы пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования (нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 25.01.1999  № 115 (далее – Перечень);

на суммы выходного пособия (нарушен пункт 2 Перечня);

на суммы выходного пособия в связи с призывом на срочную военную службу (нарушен пункт 2 Перечня);

на суммы средств работодателя, направленные на приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Республики Беларусь детям работников (нарушен пункт 4 Перечня);

на сумму материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка; материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами (единовременная выплата на оздоровление при предоставлении трудового отпуска статья 182 ТК) (нарушен пункт 7 Перечня);

на суммы выплат в пользу работника, являющегося инвалидом II группы, излишне начислены взносы в размере 28% на пенсионное страхование (нарушена статья 4 Закона Республики Беларусь 29.02.1996  № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 138- XIII)).

Суммы обязательных страховых взносов и иных платежей, излишне поступившие в бюджет Фонда, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при отсутствии задолженности в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, в соответствии с пунктом 24 Положения об уплате  обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного указом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40 (далее  – Положение об уплате взносов).

1.2  Не начислены обязательные страховые взносы:

на суммы премий к профессиональному празднику;

на сумму денежной помощи молодому специалисту, оказываемую в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;

на материальную помощь к юбилею;

на сумму выплат в пользу женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет;

на материальную помощь по заявлению в связи с тяжелым материальным положением;

на стоимость санаторных путевок, приобретенных для своих работников;

на суммы материальной помощи для возмещения частичной стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь детям сотрудников;

на суммы вознаграждения своим работникам за участие в работе наблюдательного совета;

на суммы доплат за работу в особых условиях труда, выплаченных согласно Указу Президента Республики Беларусь № 441 от 25.09.2013 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»;

на суммы среднедневного заработка, выплачиваемого за дни нахождения работника на курсах повышения квалификации  (нарушена статья 2 Закона № 138-XIII);

на суммы выплат в пользу работника, являющегося инвалидом III группы, не начислены взносы в размере 28% на пенсионное страхование (нарушены статьи 3,4 Закона № 138-XIII).

На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей  11.54 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП).

Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы выплат и обязательных страховых взносов.

2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.

2.1 Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

на сумму выплат, начисленных в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации), а также за работу в особых условиях труда ниже установленной нормы (отработана половина установленной ставки) (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании" (далее - Закон № 322-З));

Излишне перечисленные в бюджет Фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии  возвращаются плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления (часть 2 пункта 24 Положения об уплате взносов).

2.2 Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

на суммы премий к профессиональному празднику;

на суммы выплат за дни трудового отпуска, следующего за днем, связанным с работой во вредных условиях труда;

на суммы компенсаций расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам;

на суммы выплат работникам, работающим во вредных условиях труда на полную ставку, получаемую при условии занятости по основному месту работы и внутреннему совместительству (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона № 322-З).

На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей  11.54 КоАП.

Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.

3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или)   взносов на профессиональное пенсионное страхование.

3.1 Неуплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Сроки уплаты и суммы обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены главой 2 «Уплата (взыскание) обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда» Положения об уплате взносов.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей  11.54 КоАП.

3.2 Неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Обязанность плательщика в полном объеме уплачивать страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование установлены пунктом 26 Положения об уплате взносов.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей  11.54 КоАП.

4. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной    нетрудоспособности.

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности наиболее часто встречаются нарушения пунктов 2, 9.5, 10, 16, 18.5, 22, 23, 24 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):

в нарушение пункта 2 Положения по ВН № 569 за счет средств государственного социального страхования оплачено пособие в связи с производственной травмой;

в нарушение пункта 9.5 Положения по ВН № 569 в период временной нетрудоспособности включен день, за который начислена заработная плата;

в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 оплачен день установления инвалидности;

в нарушение пункта 16 Положения по ВН  № 569 пособие за период временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере 80%;

в нарушение пункта 18.5 Положения по ВН № 569 пособие за период ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет назначено в размере 80%, а следовало 100% среднедневного заработка;

в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, следовало исключать только сами периоды; для расчетного периода брали рабочие дни, следовало календарные;

в нарушение пункта 23 Положения по ВН № 569  при расчете пособия по беременности и родам из тарифной ставки применялся среднедневной размер, рассчитанный на начало нетрудоспособности, следовало для каждого месяца отдельно;

в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособий работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (материальная помощь), включалась сумма оплаты трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;

в случае, когда работник отработал не все рабочие дни месяца, премия в этом месяце включалась полностью, а не пропорционально отработанному времени;

в случае, когда работнику установлен сокращенный рабочий день (уменьшена норма отработанных часов), при расчете больничного листка премию уменьшали пропорционально отработанным часам, следовало оставлять в начисленном размере;

в случае отработки работником часов сверх установленной нормы, премию увеличивали пропорционально;

 кроме того, в заработок не включались выплаты, надбавки и доплаты, которые следовало включать (премия, индексация, надбавка за стаж), неверно учитывали сумму начисленной индексации; также исключали полностью заработок за месяц, в котором была временная нетрудоспособность либо трудовой отпуск.

Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные размеры пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).

5. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения  требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З»), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):

в нарушение статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере, установленном не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты;

в нарушение статьи 11 Закона № 7-З пособие в связи с рождением ребенка выплачивалось в размере, установленном не на дату рождения, а на дату его выплаты; при назначении пособия не учитывался ребенок, рожденный ранее;

в нарушение статьи 13 Закона № 7-З неверно определялся размер пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до 3 лет (часть 2); пособие не назначалось и не выплачивалось за день исполнения ребенку 3 лет (часть 9); при назначении пособия не учитывали то, что мама работала по договору подряда либо являлась индивидуальным предпринимателем (часть 3); пособие назначили без справки с места жительства и о составе семьи как на второго ребенка, фактически ребенок в семье один (часть 7); при выплате пособия на второго ребенка, не учтен факт исполнения 18 лет старшему ребенку (часть 7);

в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие на ребенка от 3 до 18 лет при условии воспитания в семье ребенка в возрасте до 3 лет назначали и выплачивали на каждого ребенка, следовало 1 пособие на семью (часть 2 пункт 3);

в нарушение статьи 21 Закона № 7-З пособие на ребенка в возрасте до 3 лет назначили не со дня оформления отпуска по уходу за ребенком, а с 1-го числа этого месяца (часть 4); пособие по уходу за ребенком-инвалидом, выплачиваемое в органах по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет назначено и выплачено по месту работы матери за счет средств государственного социального страхования (часть 7);

в нарушение статьи 22 Закона № 7-З пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет назначено не с момента рождения младшего ребенка, а с момента представления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (часть 3.5); пособие на ребенка старше 3 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначалось не со дня рождения ребенка, а со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.

Указанные нарушения приводили к завышению размера пособий семьям, воспитывающим детей, которое органами Фонда не принимается к зачету в соответствии с п. 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента республики Беларусь от 16.01.2019 № 40, а также занижению размера пособия, которое подлежит доначислению.

В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

6. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение  и оздоровление.

В нарушение  пункта 16 «Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.

На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

7. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.

В нарушение статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» пособие на погребение за счет средств государственного социального страхования выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения пособия, следовало относительно месяца наступления смерти.

Недоплата пособия, которая возникла в ходе проверки, подлежит доплате получателю пособия.

8. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.

8.1. По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

несоответствие сведений, указанных в форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», сведениям, указанным в приказах о приеме на работу и увольнении с работы арушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);

непредставление  и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).

8.2. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».

 В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

 отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; не отражались суммы выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы; суммы отпускных, пособий по временной нетрудоспособности отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены арушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

заполнение одной формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» по застрахованным лицам, выполнявшим работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде (год); периоды работы по гражданско-правовым договорам не соответствуют фактическим арушен  пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

непредставление или недостоверное представление формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» с указанием вида деятельности «ДЕТИ» на лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не заполнялся вид деятельности «ПРЕМИЯ» на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и получающим какие-либо выплаты; при отражении вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» не исключали период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы арушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» арушен пункт 16 Правил).

8.3. По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

отражение в форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» выплат, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование; суммы отпускных отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены арушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

некорректное отражение в разделе 2 формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).

9. Нарушения при представлении отчета о средствах Фонда социальной защиты населения

При проверке правильности предоставления отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы 4-фонд установлены следующие нарушения:

неверно отражались суммы начисленных обязательных страховых взносов, произведенных за счет бюджета фонда расходов и количество дней временной нетрудоспособности, за которые начислены соответствующие пособия (нарушены пункты 9, 16, 23  Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных приказом  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2017 № 152).

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом, или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП.

Начальник Сморгонского районного отдела Т.В. Годун.