Диалог вокруг тарелки, или школьная столовая накормит по диете


Все новости


Диалог вокруг тарелки, или школьная столовая накормит по диете

Здоровье – на кончике вилки

«Порядок организации питания предусматривает обеспечение учащихся полноценным, калорийным и сбалансированным питанием, - уточняет Виктория Ковель, инженер-технолог по питанию ГУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений образования Сморгонского района». – Для всех школ района не реже двух раз в год с учётом сезонности разрабатывается примерное двухнедельное меню. Ориентировкой для нас является Постановление Совета Министров №317, где отражены натуральные нормы (сколько ребёнок должен получать конкретных наименований продукта в сутки), а также денежные нормы (сколько на каждую возрастную категорию выделено денежных дотаций из государственного бюджета). Составляется меню и на основании специфических санитарно-эпидемиологических требований. Согласовывается с центром гигиены эпидемиологии, где проводится оценка калорийности блюд, выполнения натуральных норм и других требований). При разработке меню учитываются потребности детей в пищевых веществах и энергии в соответствии с возрастом (для 6 - 10, 11 - 13, 14 - 17 лет).


IMG_7137.JPG


Обед учащегося при одноразовом питании состоит из салата, мясного или рыбного блюда, гарнира и напитка – обязательно с добавлением витамина С.  Супы дети едят плохо. В меню столовых городских и некоторых сельских учреждениях образования  (при одноразовом питании) супа нет: таково решение попечительского совета либо родительского комитета.  Правда, отдельные сельские школы первое блюдо в меню оставили.

Достоинство школьных блюд – их диетический характер. В процессе приготовления пищи не используются комбижиры, изделия во фритюре, костные бульоны, острые приправы, уксус и продукты с его использованием, жирные сорта мяса. Сосиски и колбасы (только высшего сорта) применяют не более одного раза в неделю. При обработке пищи используются щадящие методы: тушение, варение, приготовление на пару.


IMG_7127.JPG


Есть дети, которые нуждаются в коррекции питания. Их только в городе около 70 человек. Это учащиеся, у которых в медицинских справках отмечены такие заболевания, как целиакия (непереносимость белка глютена, который содержится во многих продуктах, в том числе в хлебобулочных изделиях, макаронах, сладостях и т. д.) и фенилкетонурия (нарушение метаболизма аминокислот, больному требуется безбелковая диета). Их питание организовано согласно требованиям педиатров.

Учреждения образования имеют право внести незначительные изменения в меню, предварительно согласовав этот момент с нами. Если блюдо, которое есть в меню, не нравится большому количеству учащихся, мы подбираем другое блюдо, идентичное по калорийности.

Из блюд, которые исчезли из меню школьных столовых нашего района: кабачковая икра, картофельная запеканка, жареная рыба, колбаски по-слуцки (более известные среди детей, как «котлета с морковкой» – авт.).

Те ребята, которые категорически не хотят есть еду, приготовленную для всех, могут сделать предварительный заказ в буфете. И им за отдельную плату приготовят блюда, которые предлагаются в меню буфета».

Контроль со всех сторон

Управляющий ГУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений образования Сморгонского района» Ирина Шульга обратила внимание на то, что есть школьники, которым предоставляется бесплатное одноразовое питание: это учащиеся 1 – 4-х классов, дети, проживающие в сельской местности, ученики спортивных классов – в общей сложности 14 категорий. Полный перечень можно найти в постановлении Совета Министров №694. Есть льготы у детей-инвалидов, ребят из многодетных, а также малообеспеченных семей: им полагается бесплатное двух- или трехразовое питание – в зависимости от того, сколько времени они проводят в школе.


IMG_7143.JPG


Организация питания в учреждениях образования находится на особом контроле у проверяющих. В ГУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений образования Сморгонского района» работают три инженера-технолога по питанию. Они выезжают с проверками в столовые практически каждый день. Проверяют не только технологию приготовления блюд, но и выполнение меню, натуральных и денежных норм, присутствуют при закладке продуктов перед приготовлением, а также при их списании, снятии остатков, следят за ведением документации. Только за октябрь они провели 27 мониторингов.  Довольно часто инженеры-технологи центра работают совместно с представителями центра гигиены и эпидемиологии. Проверки проводят также начальник управления образования райисполкома, управляющий ГУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений образования Сморгонского района», сотрудники прокуратуры, ОБЭП, госконтроля. И это далеко не весь список тех, кто следит за организацией питания учащихся.

В районе работает комиссия по контролю за организацией питания в учреждениях образования, которую возглавляет заместитель председателя райисполкома Игорь Счастный.

Как отметила Ирина Шульга, вся информация, которая касается организации школьного питания, содержится в отдельном разделе на сайте учреждений образования. У каждой школы работает совет по питанию, в состав которого входят администрация, медработник, повар, представитель родительской общественности, учащиеся 10 - 11 классов. Ежедневно работает бракеражная комиссия (комиссия общественного контроля учреждения), которая контролирует организацию питания учащихся. В её составе - дежурный учитель, медработник, повар. За питание в школе обычно отвечает заместитель директора по воспитательной работе.

«Родители по всем вопросам, связанным с организацией питания, могут обращаться к администрации учреждений образования, где учатся их дети, а также к нам в центр по телефону 3-82-17», - резюмировала Ирина Геннадьевна.

Все дети едят чипсы

После такого расширенного комментария мы решили побывать в одной из школьных столовых Сморгони. Направились в СШ №5. Согласовали этот вопрос с администрацией учреждения.

На часах было 12.30. Дежурные (в антиковидной экипировке – перчатках, масках, в фартуках и платочках) накрывали на столы.


IMG_7190.JPG


Обед в СШ №5 в тот день состоял из салата картофельного с горошком (майонез в нём – особенный, под названием «Солнышко», без уксуса), гречневой каши, куриного биточка, компота из сухофруктов. Цена такого обеда – 1 рубль.


IMG_7199.JPG


IMG_7194.JPG


IMG_7214.JPG


Прозвенел звонок с урока – знакомлюсь с первыми посетителями, девятиклассниками со спортивного класса. Их кормят здесь дважды в день. Первый приём пищи (второе, салат и компот) у них прошёл, на второй приём – оладьи с повидлом. Уплетают их подростки за милую душу.


IMG_7197.JPG


IMG_7202.JPG


По отношению к этому блюду у ребят единогласное «да». Как и к куриным котлетам, и к пюре. А вот что касается манника, рыбных блюд (запеканки, котлет), то тут мнения разделились. Одним нравится, другие не едят. Среди блюд, которые бы съели с удовольствием – пицца. А чипсы? «А кто ж их не ест? Все дети едят чипсы. Но в школе не дают», - улыбается один из парней.

Вскоре появляются первоклашки, которые посещают группу продлённого дня. Их уже покормили завтраком, сейчас – обед, который включает суп. Вот что рассказывают о своих вкусовых предпочтениях малыши.

Кристина СИНКЕВИЧ, 1 «В» класс:

- Молочного супа я не люблю, а каши ем с удовольствием. Очень люблю манную.

Данила ЛУНОВИЧ, 1 «В» класс:

- А я в школе молочный суп люблю и из капусты тоже. Ещё котлеты и сок. Пусть бы булочки чаще давали. И жареную картошку хоть иногда.

Арина ПАРХАНОВИЧ, 1 «А» класс:

- Больше всего я котлеты люблю. И школьные, и мамины – все вкусные. Вот если бы в школе на обед конфеты давали – вообще было бы хорошо.

Миша ДВОРЦОВ, 1 «А» класс:

- Я люблю побегать – люблю и поесть. Котлеты, макароны, борщ, салат со свеклы – в школе вкусно готовят.

Воспитатель СШ №5 Елена Говрова, которая работает с первоклашками, отмечает: «Дети по-разному относятся к еде. Некоторые садятся и сразу едят. Других приходится подзадоривать, хвалить – и они начинают кушать. Но сильно упрашивать, заставлять не решаюсь, потому что в ответ реакция может быть самая неожиданная».


IMG_7216.JPG


Елена Шарипова заведующей столовой СШ№5 работает уже 30 лет. Многих детей накормила. «В 9 - 11 классах ребята едят хорошо. У них большие нагрузки, растущий организм требует хорошего питания. После этих детей практически ничего не остаётся. А вот со средним и младшим звеном – часто беда. Тарелки полные возвращают, а кусочки хлеба, батона с собой берут, всухомятку потом едят.

Бывает, интересуюсь у ребёнка: «Почему котлету не ешь?». Говорит: «Не хочу». А потом приходит домой и сообщает родителям, что в школе ничего не ел. К кашам дети не приучены, многие мясное блюдо съедают, а к гарниру даже не притрагиваются. Салаты тоже у многих слабое звено.

Мы и раньше родителям говорили, и сейчас повторяем: «Вы можете прийти к нам в столовую и попробовать то, что едят ваши дети. Колбаса, сосиски, пельмени – то, что дети всегда съедают. Но ведь этим нельзя питаться ежедневно.

Ежедневно готовим более тысячи обедов. Всё свежее. Всё в течение двух часов реализуется.

Сами разнообразить ассортимент блюд мы не имеем право, но стараемся готовить вкусно. Самый большой комплимент для меня лично – когда наши выпускники спустя годы говорят о том, что до сих пор помнят вкус наших школьных котлет».


IMG_7212.JPG


В буфете изучаю перечень блюд, которые за отдельную плату можно заказать заранее: колбаса либо сосиска отварная, бутерброд с колбасой вареной, бутерброд с сыром, пельмени отварные со сливочным маслом и три вида салата. Расценки – копеечные. 


IMG_7207.JPG


«Заказы учащиеся делают, но не очень часто, - уточняет буфетчик Ирина Микульская. – У детей пользуются спросом сухие завтраки, палочки кукурузные, мармелад, гематоген, халва». 


IMG_7205.JPG


IMG_7210.JPG


Раньше ассортимент буфета в учреждениях образования был богаче. Перечень продуктов ограничили, убрали чипсы, газировку, острые сухарики и другую вредную еду, которой так любили полакомиться дети на переменках.

Доходило до того, что школьники скупали вредную вкуснятину, а к столам со здоровой (и такой, как они выражались, невкусной) едой даже не подходили.

Лакомств тысяча, а здоровье – одно

И здесь впору дать слово врачу-диетологу Сморгонской ЦРБ. Анны Баран отмечает: «Чтобы жизнь ребёнка была активной, а учеба шла без проблем, ему нужно правильно и качественно питаться. От того, что ест человек, зависят его память и скорость мышления. Поэтому правильное питание школьника – это тоже залог хорошей успеваемости. 

Употребляя сладкую газировку, сахар и кондитерские изделия ребенок может не только прибавить в весе. От продуктов, в составе которых содержатся консерванты и красители, у детей может развиться аллергия. В несезонных овощах и фруктах уже нет витаминов. В маргарине, кетчупе и соусах промышленного производства нет полезных веществ. Опасно для ребенка чрезмерное употребление кофеина и острых блюд. Богаты вредными канцерогенами фастфуды, жвачки, блюда, приготовленные во фритюре.

Белки животного происхождения в рационе школьника должны составлять не менее 60%. Количество углеводов - в 4 раза больше, чем белка. Быстрых углеводов, сладостей - не более 10 – 20% всех углеводов».

Как известно, человек на 80% состоит из воды. Вода – источник жизни. Она очищает организм от токсинов и вредных веществ. Приучайте ребенка пить необходимое количество воды, не заменяя ее чаем и уж тем более газировкой. На общее количество жидкости, которую должен употреблять учащийся ежедневно, влияет его активность, питание и погода.

«Школьник с большей вероятностью начнет питаться правильно, если вся семья делает то же самое, - считает Анна Владимировна. - Когда папа съедает на ужин сковородку жареной картошки, а мама может себе позволит за один присест полторта, то маловероятно, что ребенок будет хотеть съесть гречку с котлетой, приготовленной на пару. Необходимо рассказывать детям о том, как важно питаться правильно, чтобы быть здоровым».

Галина АНТОНОВА.

Фото автора.

17.11.2021

Возврат к списку