В работе вебинара приняло участие более 250 человек. Это идеологический актив Гродненской и Могилевской областей. Спикеры: Александр Шпаковский, политолог, директор информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция», член Конституционной комиссии; Николай Щекин – заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии Национальной академии наук Беларуси, кандидат философских наук, доцент; Олег Гайдукевич, заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель либерально-демократической партии Беларуси; Вадим Гигин, председатель правления РГОО «Белорусское общество «Знание», кандидат исторических наук, доцент. Модератор вебинара – Светлана Варяница, первый заместитель председателя правления Гродненской областной оргструктуры РГОО «Знание»
Вначале работы участников вебинара поприветствовала Ирина Китурко, председатель правления Гродненской областной оргструктуры РГОО «Знание», ректор учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Ирина Федоровна отметила, что те предложения по внесению изменений в Конституцию, которые были сформированы в областях на круглых столах, прошли детальное изучение. Знакомясь с новой редакцией Конституции и участвуя в обсуждении предложений и инициатив, все становятся причастными к формированию нашего будущего, будущего наших детей.
В своих выступлениях спикеры не останавливались лишь на тематике конституционной реформы, но и делали акцент на вопросах миграционной политики и статусе Всебелорусского народного собрания. Олег Гайдукевич в своем выступлении обратил внимание присутствующих на миграционную политику.
- Ситуация на границы не оставляет равнодушным ни одного белоруса. Когда с помощью беженцев против страны ведут гибридную войну, - отмечает Олег Сергеевич. - Три тысячи человек стоит на границе, среди которых большинство детей и женщин. Против них польская власть выставляет армию, НАТО и бронетехнику. Более того, количество бронетехники уже сравнимо с началом войны. В отношении женщин и детей выставляется армия. Беженцы - это предлог для того, чтобы нашу страну в чем-то обвинить.
Для чего мы меняем конституцию: для того, чтобы страна стала устойчивее, чтобы обеспечить стабильность страны. Мы должны защитить свои ценности, которые выработали за эти годы.
Высказываясь о Всебелорусском народном собрании, Олег Гайдукевич отметил, что оно не будет подменять Парламент, об этом речь не идет. Он издает законы и будет заниматься разработкой законопроектов. Это законодательный орган страны. Всебелорусское собрание необходим как стабилизирующий орган.
Говоря о наличии 15 политических партий в стране, Олег Сергеевич предлагает их сократить. «Оставить две и не больше. Это дикость, когда в стране существуют партии, которые призывают выйти на улицу, к смене герба и флага, к отказу от двух государственных языков. Получается - против Конституции. Ни в одной стране мира нет партий, которые пришли бы к власти или, участвуя в выборах, выступали бы против Конституции своей родной страны.
Нельзя сносить памятники. Если переименуешь улицы и снесешь памятники – лучше народ жить не будет. Это позор для страны. Историю свою надо чтить. Поэтому в Конституции мы еще огромное внимание должны уделить защите нашей истории. Почему у нас хотят забрать нашу историю? И не только историю Великой Отечественной войны. Все, что пытаются с нами сделать, – это заставить стыдиться своего прошлого, чтобы мы почувствовали, что все у нас было плохо, что ничего мы не можем сами. Поэтому Конституция - это тот документ, который обеспечит нам стабильность, устойчивое развитие страны. Я убежден, что мы сохраним свою страну и сделаем ее сильнее. Никакая гибридная война в отношении Беларуси не победит» - констатировал Олег Гайдукевич.
Вадим Гигин построил свое выступление на краткой характеристике политического строя, который будет заложен в новой редакции Конституции.
- Конституционная реформа была инициирована Президентом еще в 2015, 2016 годах, т. е. она не вызвана только событиями 2020 года, - отметил Вадим Францевич. - С октября прошлого года были проведены соответствующие диалоговые площадки, по итогам которых мы увидели, что пропрезидентский лекторат не хочет значительных изменений. Предложения сводились к трем основным направлениям: чуть больше полномочий местным органам власти, увеличение роли политических партий и больше внимания молодежной политике.
В контексте политического строя, делаем попытку отказаться от модели копирования западной демократии. Так как то, что называется западной демократией, фактически представляет собой политический строй, который удобен для манипулирования зарубежными центрами.
Если говорить об этапах, как будет выноситься Конституция, то здесь очень важен переходный период. С началом общенационального обсуждения одновременно будет инициировано проведение референдума. Референдум – это и есть народовластие. Если кто-то хочет перемен, изменений, он должен принять участие в референдуме, ведь это его гражданский долг. Это цивилизованный способ разрешения любого спора, и мы рассматриваем конституционный референдум для принятия Конституции как завершение этапа политического кризиса в Беларуси, который начался летом прошлого года.
«Принятием Конституции и проведением референдума конституционная реформа не завершается. Есть так называемые конституционные законы, т. е. те законы, которые будут приняты после референдума. В частности, закон о политических партиях и общественных объединениях – это развитие партийной системы и закон о Всебелорусском народном собрании. Референдумом мы этот этап демократизации белорусского общества не завершаем», - подчеркнул председатель правления РГОО «Знание».
В части миграционной политики Александр Шпаковский отметил, что в отношении беженцев Республика Беларусь заинтересована: во-первых, не допустить гуманитарной катастрофы в лагере, который сложился на белорусско-польском приграничье. Во-вторых, в открытии польского коридора для прохождения беженцев в ФРГ. В настоящее время лишь Республика Беларусь несет определённые расхода. На сегодняшний день только наша страна их поддерживает и медицинскими услугами, и продуктами питания, и обеспечивает там определенный порядок. Сосредоточение военной группировки со стороны Польши – это нарушение всех существующих договоров. Каждая трагедия, которая может произойти в этом лагере, будет серьезным пятном на репутации Европы.
Николай Щекин обратил внимание участников вебинара на конституционное строительство. «Это вопрос непростой. Нужно все воспринимать в контексте государственного управления. Проблема состоит в том, что конституция пишется не на день и не на два, а на годы. Это комплексный документ, который должен учитывать все возможные нюансы, - отметил Николай Сергеевич. – Просто сказать: я хочу перемен. Мы уже столкнулись с тем, что слово "перемены" само по себе ничего не несет.
Для меня, как гражданина, как эксперта и общественного деятеля, в Конституции будут заложены ценностные основы. Когда такие вещи, как итоги Великой Отечественной войны, семейные традиции, историческая правда и историческая память, будут у нас уже закреплены, и не дай Бог кому-то вдруг вздумается через год, два, десять лет повернуть вспять. Действительно, глава государства говорит о том, что Конституцию нужно сделать таким образом, чтобы невозможно было изнутри разрушить это общество. А как его легко разрушить, мы все уже убедились. И благодаря, наверное, союзным отношениям мы смогли отстоять свой суверенитет. Вы видите, что мир настолько динамичен, что предсказать что-то на день или два очень сложно. Главное, что Конституция пишется для нас. И очень важно в ней отразить социальный элемент.
Нельзя сказать, что действующая Конституция уже отработала. Это продукт своего времени. И вообще нельзя говорить об эффективности или неэффективности Основного закона. Конституция должна быть своевременной, адаптированной, отвечать своему времени.
Говоря о Всебелорусском народном собрании, Николай Щекин отметил, что аналогов в мире нет. И сделать таким образом, чтобы ВНС в своих функциях не пересекалось с другими органами власти, чтобы оно было надзорным, контролирующим органов власти и одновременно гармонично влилось в общественные работы и жизнь белорусского общества, – это сделать тяжело.
- ВНС нужно для баланса общества и власти. В любом случае народовластие, о котором сегодня шла речь, должно присутствовать. Говорить о том, где меньше демократии, а где больше – это вопрос риторический. Даже несерьезно его задавать и спрашивать. Нет в чистом виде демократии, ее не было и не будет, - констатировал Николай Щекин.