Виктория Надольская: «Концепция формирования и укрепления белорусской идентичности может стать основой развития белорусской модели государственности»


Все новости


Виктория Надольская: «Концепция формирования и укрепления белорусской идентичности может стать основой развития белорусской модели государственности»


Виктория Надольская: «Концепция формирования и укрепления белорусской идентичности может стать основой развития белорусской модели государственности»


Виктория Надольская, старший преподаватель кафедры государственного управления Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь:

– В современном обществе в сознании людей происходит утрата традиционных ценностей, деформируется ментальность граждан, размываются ценностные нормы культуры и нравственности. Развитие информационного общества разрушает границы классов, этносов, религий, национальностей. Рушатся прежние социальные институты, которые формировали идентификационный процесс. Общество охватывает кризис идентичности, который находит свое выражение как в депрессии и апатии, так и в бессмысленной жестокости, в различных формах зависимости, в стремлении убежать от реального мира, в разных формах мистицизма, нигилизма и нарциссизма. Эти тенденции ведут к негативной обособленности, идеологии безвременья, дезинтеграции и отсутствия жизненных планов, то есть, к потере идентичности.

Проблема идентичности становится предметом повышенного интереса именно в переходные периоды, когда человек оказывается в центре столкновения традиций и инноваций, разрушающих прежние стереотипы социального поведения, но не предлагающие ничего взамен. Для обществ, являющихся одновременно объектами и субъектами глобализации, кризис идентичности означает опасность утраты ориентации в потоках современности. Естественным актом самозащиты в такой ситуации становится поиск адекватных ответов и стратегий, способных обеспечить сохранение собственной «самости».

Одним из решений возникших духовных и социально-политических проблем является переоценка ценностей и перестановка элементов духовно-смыслового ядра общества. Это повлияло на потребность многих социумов в поиске оснований, способных объединить народ, независимо от политических убеждений, национальной и религиозной принадлежности, социального положения, в единую нацию, представители которой осознают связь собственной судьбы с благополучием и развитием страны.

На многие проблемы как государственного, так и цивилизационного развития поможет найти ответ исследование цивилизационного кода, которое способно отражать существенные свойства как уже существующей, так и будущей социальной реальности, наметить ориентиры и траектории движения вперед, осмыслить проблему «как развиваться, куда и как идти?» и стать настоятельной потребностью общества.

Цивилизационный код играет важнейшую роль в определении смыслов и ориентиров развития, выявлении причин тех или иных негативных процессов и явлений, в сохранении исторической памяти народа, положительного социального опыта, навыков и иных качественных знаний, передачи будущим поколениям социально-приемлемых моделей поведения.

Уникальность цивилизационного кода заключается в том, что он формирует объективное понимание прошлого, закрепляет определенное отношение к современной социальной реальности и детерминирует создание образов будущего и определение направления движения к нему.

Под цивилизационным кодом понимается совокупность основополагающих образцов (моделей) человеческого существования и жизнедеятельности, в которых закреплены основные человеческие жизненные смыслы и ценности, идеи и образы, традиции и инновации, нормы и правила, характеризующие ментальность как отдельных социальных групп, так и населения страны в целом.

Идентичность в свою очередь, является одним из столпов на которых формируется цивилизационный код.

Идентичность можно рассматривать как чувство органической принадлежности индивида к его исторической эпохе и типу межличностного взаимодействия, свойственному данной эпохе. Каждый народ обладает душевными строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, и от него-то и происходят его чувства, его мысли, его учреждения, его верования и его искусство. Более того, общность чувств, идей, традиций, верований, как определенный наследственный опыт той или иной цивилизации, придает психическому складу народа определенное единство, большую прочность и созидательную силу. В качестве же черт самоидентификации нации можно выделить общность языка, фольклора, кровного родства, а также бессознательную связь личности с этнической группой.

Идентичность – это социальный продукт, который формируется вследствие взаимодействия людей и отражает особенности конкретного общества, демонстрирует представления человека о своем месте в обществе, о ценностях и моделях поведения, которые утверждаются на основании соотнесения себя с общественно значимыми культурными ориентирами и социальными ролями, с социальными институтами и отношениями.

Идентичность формируется на основе истории и памяти, языка и культуры, объединяя весь накопленный коллективный опыт. Затем данный опыт может находить свое воплощение в конкретных социальных практиках, профессиональной деятельности и гражданской активности.

Идентичность является той почвой, на которой произрастает, растет и питается, сохраняется и передается будущим поколениям цивилизационный код того или иного общества. В этой связи политика идентичности государства подразумевает особую деятельность государства и общества, направленную на формирование общенационального консенсуса и солидарности в отношении общенациональных целей, приоритетов, обеспечивающих реализацию национальных интересов и ценностей, а также защиту исторического сознания, традиций и механизмов межпоколенческой преемственности.

Идентичность, проявляясь в тех или иных формах совместной деятельности, формирует различные виды взаимосвязей между гражданами в обществе, делает их взаимозависимыми, единым целым.

Идентичность является фактором созидания материальных благ и укрепления культурного достояния страны, объединения общества, обеспечения его стабильности и безопасности, поддержания в обществе ценностей социальной справедливости, сохранения и генезиса традиции.

Общая история, общие достойное гражданское и патриотическое прошлое, преемственность поколений – это то, что должно быть сконцентрировано в единой общенациональной концепции идентичности. Понятная всем и общепринятая система символов, выступая ценностно-нормативным регулятором поведения, способствует культурной консолидации в пределах определенной этнической группы.

Таким образом, цивилизационный код и идентичность являются взаимосвязанными и взаимообусловленными понятиями. Идентичность дает новое понимание понятию цивилизационный код, оно дополняет его сущность, неотделимо от него и является одним из фундаментов для его развития. Идентичность — это также своеобразный проводник национальных идей, культуры и исторической памяти, который связывает ценностные ориентации, смыслы, социальный опыт и ожидания, стереотипы и менталитет нации с цивилизационным кодом. Если мы утратим идентичность, мы потеряем свое собственное национальное «я», мы станем пустым сосудом и наши ценности, менталитет может быть утрачен, а значит и цивилизационный код может быть деформированным при передаче другим поколениям. Концепция формирования и укрепления белорусской идентичности может стать основой развития белорусской модели государственности.


Гродненская правда.

02.11.2021

Возврат к списку