Работа под стук колес: дежурная по станции Сморгонь Лилия Августинович рассказывает о своей работе
Лилия Августинович - дежурная по станции Сморгонь. Родом она из далекой Молдовы. О том, как женщина попала работать на железную дорогу и как оказалась в Сморгони, Лилия Августинович рассказала нам в интервью.
- Лилия Георгиевна, как получилось, что Вы, живя в Молдове, попали в Беларусь, и в частности, в Сморгонь?
- После школы я поступила учиться в Оршанский железнодорожный техникум. В Орше жили близкие друзья моих родителей, которые до этого проживали в Молдове. Родители без проблем отправили меня в Беларусь, так как знали, что я буду там под присмотром. После четырех лет учебы меня распределили работать на железнодорожный участок Могилёв – Кричев. Вышла замуж. Супруг родом со Станции Ошмяны. Работал также на железной дороге. Переехала к нему. Вскоре стала работать на станции Сморгонь.
- Почему Вы выбрали именно эту профессию?
- У меня не было родственников, которые были бы как-то связаны с железной дорогой. Когда-то лишь дедушка работал экспедитором – сопровождал вагоны с вином. Поэтому то, что я поступила учиться в Оршу в железнодорожный техникум, – чистая случайность. Только со второго курса, когда начались спецпредметы, я поняла, в чем заключается моя будущая профессия. Мне это очень понравилось.
- Что входит в обязанности дежурного по станции?
- Дежурный по станции – сменный помощник начальника станции. Во время смены (смна длится 12 часов) он отвечает за безопасность и бесперебойную работу всей станции. На нем лежат обязанности приема, отправления, пропуска грузовых и пассажирских поездов, а также маневровые работы.
- Случаются ли на железной дороге нестандартные ситуации? Как Вы на них реагируете?
- Когда случаются нестандартные ситуации, дается буквально мгновение, чтобы из всех возможных вариантов принять единственно верный. На ошибку мы не имеем права. Дежурный по станции должен мгновенно оценить ситуацию и принять правильное решение. Даже если что-то и произошло не по плану, пассажиры и клиенты этого не должны почувствовать. Мы в любом случае обязаны обеспечить безопасность движения поездов, сохранность перевозимых грузов и пассажиров.
- С железной дорогой Вы связаны вот уже 27 лет. Что изменилось в профессии за это время?
- В нашу работу приходят новые технологии, благодаря которым дежурный по станции работает оперативнее. Вместе с этим повышаются пропускная и провозная способности станции. Чем быстрее работает дежурный, тем быстрее проходят маневровые работы, а значит, быстрее к клиентам попадают их грузы, пассажиры быстрее переезжают с одного населенного пункта в другой. Раньше, например, чтобы открыть разрешающий сигнал светофора поезду, необходимо было провести несколько операций, на которые уходило до пяти минут. Благодаря новой системе все делается в один клик компьютерной мышки. Неизменными остаются обязанности дежурного по станции – обеспечение безопасности.
- Что помогает Вам быть в курсе всех нововведений на железной дороге?
- Не секрет, что брак в своей работе допускают или новички, или те, кто долго работает в профессии. Поэтому периодически дежурных по станции отравляют на курсы повышения квалификации. Раз в год мы сдаем экзамен на подтверждение должности.
- На станции Сморгонь работает пятеро дежурных. Со своими коллегами Вы пересекаетесь только во время приемки-сдачи дежурств. Как удается при минимальном контакте с ними выстраивать полноценный рабочий процесс?
- Мы – одна команда. Каждый в отдельности работает на общий результат. Не бывает такого, чтобы кто-то ставил себя в рамки только своей смены. Все работают на перспективу, чтобы у другого дежурного не было проблем.
- У меня сложилось впечатление, что Вы полностью погружены в свою работу. Как Вы отдыхаете в выходные?
- Первые часы после дежурства я еще мысленно нахожусь на работе. Анализирую: все ли правильно сделала, можно ли было бы это сделать по-другому. У меня двое сыновей – старшему 20 лет, младшему скоро 11. Поэтому все время отдаю быту и воспитанию детей. Вместе с младшим сыном любим заниматься творчеством. Снять напряжение после рабочего дня мне помогает плетение из биссера.
- Любите ли Вы свою работу?
- Да. В другой области я себя вообще не вижу. У нас здесь постоянно что-то новое, нет обыденности. При этом всегда присутствует колоссальное чувство ответственности. Железная дорога должна работать бесперебойно. За постоянное движение, которое присутствует здесь, я и люблю свою работу.