20 июля 1994 года в Овальном зале Дома правительства состоялась первая инаугурация Президента Беларуси. На тот момент Александру Лукашенко было 39 лет.
В 10 утра открылось заседание Верховного Совета Беларуси. На нем присутствовало рекордное количество депутатов – 318 человек, пришли дипломаты, журналисты. Александр Лукашенко принял присягу на Конституции.
С выбора народом сильного лидера с непоколебимой волей, дальновидного политика, его готовностью взять на себя ответственность за судьбы тысяч белорусов и всей страны началась настоящая история становления Беларуси.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что 30 лет назад мы приняли правильное решение, подтвердив это на президентских выборах 2001, 2006, 2011, 2015 и 2020 годов.
Но с чего мы начинали? Максимально четко и конкретно обрисовал ситуацию в стране тогда еще кандидат в Президенты Александр Лукашенко в своей предвыборной программе: «Мы стоим над пропастью системного кризиса государства. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общий спад производства составил 40 процентов. Сельское хозяйство отброшено на 20 лет назад. Инфляция в 1993 году составила 1700 процентов и возрастает на 50 процентов ежемесячно. Остановлено производство на многих предприятиях, растет безработица. Снижается мотивация к производительному труду. Процветают спекуляция, насилие, размываются моральные устои общества, честность и порядочность становятся категориями третьего сорта. Преступность замахнулась не только на безопасность граждан, но и на само государство. Коррупция парализовала работу власти. По-живому разрезаны традиционные связи братских народов».
Прошло 30 лет. Эксперты в своих отраслях, отечественные и международные политологи и социологи отмечают: Беларусь не просто отошла от той пропасти, а стала по-настоящему суверенным, сильным государством.
16 июля 1994 года, на следующий же день после вручения удостоверения Президента Республики Беларусь, вышло и первое распоряжение первого Президента страны. Указ №1 от 22 июля 1994 года будет подписан позже, его еще нужно подготовить, но ждать нельзя, каждый день на счету – лихие 90-е несутся в разнос.
И в первый же рабочий день(!) в должности Главы государства Александр Лукашенко телеграммой отправляет незамедлительное требование к исполнительной власти – правительству, облгор- и райисполкомам. В нем вся суть и бескомпромиссный стиль работы будущего Батьки. Свой принципиальный характер он проявил сразу:
«Безответственные шаги, предпринятые в последнее время правительством, резко ухудшили положение дел в народном хозяйстве, дезорганизовали сферу управления, крайне негативно отразились на состоянии исполнительской, производственной и финансовой дисциплины. Руководители министерств и ведомств, исполкомы Советов всех уровней фактически устранились от контроля за деятельностью государственных предприятий и организаций. В сложившихся условиях требуем от вас незамедлительных практических действий по наведению порядка и дисциплины в подведомственных отраслях и регионах. Президент Республики Беларусь А.Лукашенко».
Этот архивный документ – историческая телеграмма – хранится в Президентской библиотеке Республики Беларусь. Впереди у Лукашенко – 30 лет неустанной ежедневной сверхсложной работы. Он, конечно, даже не думал об этом тогда – на кону стояли суверенитет и независимость страны... Но первый шаг на этом нелегком пути борьбы за Беларусь определил все последующие.
Андрей Гецевич, заместитель декана факультета истории, коммуникаций и туризма, кандидат исторических наук, доцент: «Президент – гарант устойчивого развития»
– Распад Советского Союза стал шоком для миллионов его бывших граждан как в экономическом, так и в социально-бытовом плане. Это стало отправной точкой для образования суверенной Беларуси, ее становления и развития.
Эйфория от либеральных преобразований была недолгой и вылилась в фактический развал промышленности и сельского хозяйства, многократный рост безработицы, коррупции, бандитизма. В дополнение ко всему слабая власть на местах и раскол в Верховном Совете привели не только к политическому кризису, но и к пониманию гражданами страны, что сложившуюся ситуацию разрешит только сильная, действенная власть, способная быстро принимать решения и отвечать за них.
Одним из первых шагов на этом направлении стало принятие Конституции Республики Беларусь в 1994 году. Закрепленные в ней политические нормы сформировали парламентско-президентскую республику. 20 июля 1994 года был избран первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. При этом запрос общества на быстрые изменения в тот момент не был удовлетворен, что вылилось в фактическое противостояние Верховного Совета и Президента в 1994-1996 гг. Чтобы закончить политический кризис, Президент посредством референдумов обратился к народу. В 1995-м и 1996 году белорусский народ проголосовал за укрепление института президентства. И это был осознанный выбор.
За 30 лет наша область, как и вся страна, прошла через множество испытаний. Но это не помешало нам сделать рывок в промышленном развитии, сельском хозяйстве и социальной сфере.
Уже в 1996 году в Беларуси остановился экономический спад. Благодаря курсу нашего Президента на интеграцию с Российской Федерацией и формирование Союзного государства в 2000 году Беларусь первой из бывших советских республик превысила экономические показатели 1990 года, а валовой внутренний продукт с 1998 по 2005 год увеличился вдвое – до 30 миллиардов долларов США.
Экономическая ситуация, сложившаяся в 1990-х, потребовала от руководства страны коренных преобразований в экономике и перестройки всего народнохозяйственного комплекса. Одним из важнейших приоритетов перемен в экономике стало реформирование государственной собственности. Была сделана ставка на более эффективные формы хозяйствования, в частности – акционерные общества. Начали создаваться акционерные общества на базе предприятий нефтехимического комплекса – республиканских унитарных предприятий «Азот» и ГПО «Химволокно». Всего с 1991 года в области реформировано более 400 предприятий.
При характерном для других стран СНГ «разбазаривании» государственной собственности у нас этого не произошло, что позитивно сказалось на всем экономическом потенциале страны.
Повсеместно создавались новые производства и отрасли. Знаковым в этом плане стало строительство и ввод в эксплуатацию в 2013 – 2020 гг. первого блока Белорусской атомной электростанции в Островце.
На протяжении всего времени особое внимание уделяется сельскому хозяйству. По инициативе Главы государства были разработаны государственные программы развития сельхозпроизводства и сельских населенных пунктов.
Важнейшей из них стала Государственная программа возрождения и развития села, которая дала второе рождение на Гродненщине 239 деревням. Они получили статус агрогородков с соответствующими инфраструктурными изменениями.
Концептуальные изменения произошли и в производственном аспекте: агропромышленный комплекс вышел на качественно новый уровень благодаря модернизации и техническому переоснащению хозяйств. В стране была реализована программа по созданию крупных сельскохозяйственных предприятий, что позволило сконцентрировать поголовье скота на специальных комплексах, обеспечить технологичность процессов и высокую производительность животных.
Гродненская область продолжает удерживать лидирующую позицию в республике в отрасли растениеводства, причем по урожайности практически всех сельскохозяйственных культур. На протяжении многих лет Гродненщина занимает второе место по производству зерна, уступая лишь Минской области.
Самым значимым достижением политики Президента Республики Беларусь стало сохранение социальной стабильности и рост качества жизни населения.
Несмотря на финансовые трудности 1990-х, мировые финансовые кризисы 2000-х и 2010-х годов, социальная направленность бюджета нашей страны сохранилась. Работники бюджетной сферы забыли, что такое задержка заработной платы, – явление, носившее повсеместный характер в начале 1990-х годов.
Пенсионным обеспечением системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь охвачено порядка 30 процентов численности населения области. Обеспечивается полная и своевременная выплата пенсий и пособий.
С целью оказания социальных услуг и поддержки пожилым гражданам, инвалидам, семьям, воспитывающим детей, в каждом районе области в 1999-2006 годах созданы и функционируют территориальные центры социального обслуживания населения. Значительное внимание в последние десятилетия уделяется строительству социальных объектов: школ, больниц, детских садов.
И это лишь немногое, что сегодня можно занести в актив правильности выбора белорусов в пользу института сильной президентской власти в нашей стране.
За свою тридцатилетнюю историю институт президентства стал константой системы государственного управления как в центре, так и на местах. Именно он гарантирует заботу о гражданах нашей страны через устойчивость государственного развития, генерацию новых экономических и социальных проектов, выверенную политику в отношении центра и регионов.
Леонид Романин, директор ОАО «Ясень» г. Гродно: «Важная задача, которую решал наш Президент, – как накормить народ»
Ситуацию в торговле, общественном питании и сфере услуг тридцатилетней давности и нынешнюю сравнил Леонид Романин, который с 1985 по 1995 год работал директором Гродноплодовощеторга, а с 1995 по 2005 год возглавлял управление торговли, общественного питания и бытовых услуг Гродненского облисполкома. Сейчас он руководит ОАО «Ясень» г. Гродно.
Жизнь Леонида Александровича со сферой торговли связана уже полвека. Поэтому ему есть, что сказать по существу.
– Самые сложные годы в сфере торговли пришлись на 1995 – 2000 годы. Были проблемы с поставками товара. Как следствие – пустые или полупустые прилавки в магазинах. Особенно печальная ситуация была с продуктами питания: молочкой, мясной продукцией. Да и с промышленными товарами было не легче.
После введения купонов люди в страхе, что больше не будет возможности приобрести тот или иной товар, занимали очереди с ночи и покупали все, на что были выданы купоны и на что хватало денег…
Эта ситуация была, конечно, в поле зрения нашего Президента Александра Лукашенко. И одной из самых важных задач, которую он решал в те годы, была задача накормить народ. Самое пристальное внимание уделялось развитию сельского хозяйства и улучшению условий проживания на селе. Каждый март проводились республиканские совещания по этой тематике. Несколько из них проходили в Гродно, где я также был в числе приглашенных. Я внимательно слушал нашего Президента и восхищался его целеустремленностью, умением ставить задачи и требовать их четкого исполнения.
Хочу отметить, что Президент настаивал на том, чтобы в первую очередь на реализацию поступал товар белорусских производителей. Были загружены работой наши предприятия. А значит, были рабочие места и зарплата для белорусов.
Результат не заставил себя долго ждать. Уже к 2000 году значительно улучшилась ситуация с продовольственной группой товаров. Стали развиваться торговые объекты. В том числе и за счет собственников. Хочу обратить ваше внимание на цифры, которые также отразят ситуацию в торговле тогда и теперь. До 1995 года норматив торговых площадей на одну тысячу жителей был определен 500 м2. Фактически было – 250-300 м2 – чуть более 50 процентов. Сейчас этот норматив составляет 600 м2, а фактически мы имеем (приведу в пример Гродно) – 820 м2.
Мы видим, что благодаря возникшей конкуренции, в том числе и пришедшему в сферу торговли, общественного питания и услуг частному бизнесу, значительно повысилась культура обслуживания. Многие процессы автоматизированы. Уже ни для кого не в новинку кассы самообслуживания. Оглянитесь, сколько вокруг работает уютных ресторанов, кафе и кофеен! В девяностых мы только мечтать могли об этом. Сколько рабочих мест создано в парикмахерских, барбершопах, пунктах по ремонту обуви и одежды…
Сегодня уже нет проблем, где взять товар. Сейчас перед работниками торговли стоят только три задачи: культура обслуживания, цена и ассортимент – нужно дать покупателю право выбора на любой вкус и кошелек.
При этом хочу отметить, что, предлагая импортное, нельзя забывать о белорусском товаре. Сегодня отечественный производитель достаточно конкурентоспособен, особенно по качественным характеристикам. Этим же принципом я руководствуюсь и сам: в торговой сети, которой руковожу, 76 процентов товара «зроблена ў Беларусі».
Олег Карпушкин, начальник Слонимского РОВД: «Одно из главных достижений за последние 30 лет – укрепление правопорядка в стране».
– На службу в органы внутренних дел я пришел в 2001 году. И этот выбор не был случайным. Шел к цели с упорством. Конкурс для поступающих в Академию МВД тогда был выше, чем на юрфак БГУ. И мне пришлось сначала окончить юридический техникум с отличием, чтобы затем поступить на очную форму в академию. 9 лет я отработал в уголовном розыске Октябрьского РОВД г. Гродно. Затем был назначен на должность начальника УГРО в Гродненский РОВД. Два года руководил отделом в управлении уголовного розыска УВД, после был назначен первым заместителем начальника Гродненского райотдела внутренних дел. А в 2017 году возглавил Ленинский РОВД.
Действительно, многое изменилось с тех пор, как я начинал службу в милиции, причем в положительную сторону. Страна шагнула далеко вперед, и в системе ОВД также произошли существенные перемены. Когда начинал службу, не было ни видеокамер, ни мобильных телефонов, а дактилоскопическая система АДИС была еще не так развита. Чтобы, к примеру, установить личность убитого, а тем более выйти на след преступника, приходилось применять ту еще смекалку. Мы могли неделями не появляться дома, когда расследовалось серьезное преступление. А криминала хватало. Основная масса убийств совершалась с целью наживы или же ради мести. На такие преступления выезжали практически каждый месяц. Я помню множество разных случаев, как будто это было вчера. Вспоминаю, как в двухтысячные примерно каждый квартал в Гродно появлялись преступные группировки, которые совершали серийные кражи из квартир. Одна из таких групп состояла из мастеров спорта по разным боевым искусствам. Они на руках спускались по канатам с крыш многоэтажек и могли проникнуть в любую квартиру. И таким же способом с награбленным имуществом скрывались. У нас не было видеонаблюдения, они не оставляли отпечатков пальцев. Чтобы раскрыть эти кражи, мы проводили огромный комплекс мероприятий. Тем не менее, справлялись и успешно ловили преступников. И все те сложности закалили сотрудников.
С тех пор наше общество сильно поменялось. Благодаря нашему Президенту изменилась и система МВД, достигнув колоссальных результатов. Усилилась материально-техническая база, улучшились условия труда сотрудников. Мы широко используем современные системы видеонаблюдения и связи, учетные программы, оперативно выезжаем на места происшествий. Отмечу, что Глава государства всегда уделял большое внимание системе правоохранительных органов, осознавая ее важную роль в обеспечении безопасности в стране. На мой взгляд, одним из главных достижений за последние 30 лет стало укрепление правопорядка в стране. Уровень преступности значительно снизился, увеличилась раскрываемость преступлений, улучшилось взаимодействие с населением. Люди знают, что есть жесткий контроль со стороны правоохранительных органов, к тому же есть все возможности заработать честным путем. И практически нет такого, что кто-то идет на тяжкое преступление ради корыстной выгоды, так как знает, что его в любом случае поймают, и наказание будет суровое.
Сейчас мы живем в спокойном государстве с толерантным населением, люди испытывают доверие к милиции. За эти годы мы заслужили благосклонность граждан. И постоянно поддерживаем этот имидж, работая на благо людей, чтобы каждый человек не боялся за свое имущество и спокойно ходил по улицам в любое время суток. Такого не было в 2000-х, чтобы забытую в общественном месте борсетку принесли в милицию. А сейчас граждане именно так и поступают: в 9 случаях из 10 утерянные кем-то вещи они передают в органы внутренних дел. Это о многом говорит и дорогого стоит.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Беларусь в международных рейтингах
- 1-я страна в мире, легализовавшая криптовалюты
- 34 место среди 166 стран в индексе достижения глобальных целей устойчивого развития
- 61 место среди 169 стран в индексе социального развития
- 53 место среди 198 стран в рейтинге самых гостеприимных
- 47 место среди 191 страны по индексу уровня образования
Экономика и внешняя торговля
- 47 870 миллионов долларов составил экспорт товаров и услуг Республики Беларусь в 2023 году.
- 8,7 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций накоплено в экономике Беларуси на 1 января 2024 года
Медицина
- 74,6 лет – ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси при рождении
- 150 тысяч пациентов более чем из 100 стран мира ежегодно приезжают в Беларусь на лечение и оздоровление
Беларуси удалось добиться снижения младенческой смертности до 2,4 на 1 тысячу родившихся живыми (2019 год). Это один из самых низких показателей в мире.
Транспорт
- Более 1,5 тысячи километров протяженность белорусских автодорог с повышенным скоростным режимом
- 330 штук на 1 тысячу человек – обеспеченность населения легковыми автомобилями
Спорт
- 105 наград: 21 золотая, 37 серебряных, 47 бронзовых завоеваны белорусами на Олимпийских играх
- 23 556 физкультурно-спортивных сооружений в Беларуси на конец 2023 года
Культура
На конец 2023 года:
- 67 памятников искусства
- 2 226 памятников археологии
- 1 838 памятников архитектуры
- 156 музеев