Александр Лукашенко называет их "будущим страны". Рассказываем о главном богатстве Беларуси

 

Александр Лукашенко называет их "будущим страны". Рассказываем о главном богатстве Беларуси

ПРЕЗИДЕНТ
13.09.2023
142
Проект "По факту: решения Первого".
Александр Лукашенко называет их "будущим страны". Рассказываем о главном богатстве Беларуси


Подрастающее поколение всегда называют будущим любого государства. Но авайте не будем забывать: молодежь - это не только наше будущее, но и настоящее. Старшее поколение создало успешное государство - Республику Беларусь. Удержало его и приумножило полученное наследие. Миссия молодых - сохранить все это и придать стране новый импульс, говорит Президент Александр Лукашенко. Но созданы ли для этого нужные условия? В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" мы расскажем, на чем строится молодежная политика в Беларуси, с каким советом из года в год Александр Лукашенко обращается к студентам и выпускникам и как школьники заставили светиться счастьем лицо Президента (в буквальном смысле слова).

Как поддерживают талантливую молодежь в Беларуси

Почти в каждом выпуске мы так или иначе возвращаемся в 90-е годы. В это непростое время были приняты главные и волевые решения, благодаря которым Беларусь стала сильным государством. Это касается не только экономики и промышленности, но и, например, молодежной политики. Первые шаги в этом направлении Александр Лукашенко сделал сразу после вступления в должность: по его инициативе была сформулирована государственная молодежная политика, определены ее основные направления, заложены правовые основы.

Тогда, в середине 90-х, серьезное занятие наукой или творчеством среди молодых людей становилось все менее престижными. Лучшие выпускники белорусский вузов стремились уехать за границу. Чтобы изменить ситуацию, власти стали проводить целенаправленную политику по поддержке белорусской науки и национальной культуры. Одним из ее приоритетов стала помощь талантливой молодежи. В эти годы и родилась идея создания специальных фондов Президента по поддержке талантливой молодежи и одаренных учащихся и студентов.

В 1996 году Александр Лукашенко своими указами воплотил эту идею в жизнь. За четверть века существования президентских фондов поощрение получили около 46 тыс. ребят, более 4 тыс. педагогов и научных работников, почти 400 коллективов. Десятки научных лабораторий в учреждениях образования смогли обновить свою учебную и производственную базу, исследовать и внедрить в практическое использование ряд передовых методик и разработок.

Надо понимать: звание стипендиата и лауреата Президентского фонда - это не просто награда, но и знак того, что государство берет на себя ответственность за дальнейшее профессиональное становление лауреата - школьника или студента.

Позже были учреждены президентские стипендии. На них могут претендовать студенты, курсанты и аспиранты с отличной успеваемостью и особыми успехами в научно-исследовательской и творческой деятельности.

"Глядя на вас, целеустремленных, ярких, красивых молодых людей, вижу, что наша родная Беларусь станет еще лучше и краше. Верю, что вы сделаете для этого все. Вы самое важное, что есть в нашей жизни, жизни старшего поколения. Мы всегда рядом и будем делать все, чтобы вы чувствовали наше плечо и заботу пока будете идти к намеченным вершинам. Наступает ваше время создавать историю нашей страны - своей страны. Пусть все у вас получится!" - так обратился Александр Лукашенко к выпускниками в этом году.

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_520075.jpg

Как в Беларуси появился детский технопарк

Но согласитесь: одно дело поощрить талантливых студентов, а совсем другое - найти одаренных ребят, помочь им увидеть свой талант и раскрыть его полностью. Задача не из легких. Но тем интереснее, решили белорусские власти и погрузились в работу.

В 2021 году в Беларуси заработал Национальный детский технопарк. Идея создания подобного учреждения появилась еще в 2015 году после посещения Александром Лукашенко образовательного центра "Сириус" в Сочи. Тогда было решено, что обучаться в этом центре будут и белорусские дети. Через три с половиной года глава государства снова побывал в "Сириусе". На этот раз гидом у него был российский коллега Владимир Путин. В тот момент Александр Лукашенко заявил, что и в Беларуси готовы открыть подобный технопарк.

"Я несколько раз там бывал, изучал этот центр. Вдоль и поперек исходил. И гидом у меня тогда был Президент Российской Федерации Владимир Путин. Он был инициатором создания "Сириуса" в Сочи. И тогда я ему сказал, что в Беларуси тоже неплохо было бы создать подобный технопарк, надо, чтобы "Сириус" оказал нам поддержку. Он здесь же дал распоряжение. И вот так мы, изучая опыт России прежде всего, а потом и весь мировой опыт, приступили к созданию здесь этого центра", - рассказал предысторию появления Национального детского технопарка Александр Лукашенко в День знаний.

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_892558.jpg

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_885626.jpg

Чему учат в детском технопарке

За время работы учреждения здесь прошли обучение почти 2 тыс. учащихся 9-11-х классов. Состоялись 25 образовательных смен продолжительностью 24 дня каждая. Конкурс на обучение - в среднем три человека на место. И что немаловажно - большинство прошедших по конкурсу ребят не из Минска.

"У нас равномерно представлена вся республика. Среди учащихся много ребят, которые приезжают как раз из сельской местности. Это говорит о том, что и интерес есть у них, и есть возможность получить информацию и соответствующим образом подготовиться, чтобы поступить к нам обучение", - отметила заместитель директора Национального детского технопарка по учебной работе Алла Герасимук.

В технопарке дети получают знания по 15 наиболее перспективным для экономики направлениям. Это зеленая химия, информационные и компьютерные технологии, робототехника, инженерная экология, биотехнологии, наноиндустрия и нанотехнологии, энергетика будущего, электроника и связь, архитектура и дизайн, информационная безопасность, лазерные технологии, виртуальная и дополненная реальность, автомобилестроение, природные ресурсы, авиакосмические технологии. Звучит суперкруто, правда?

Робот-поводырь и инновационный летательный аппарат

Например, учащийся средней школы № 4 города Витебска Павел Старикович работает в технопарке над проектом необычного робота. Его будущее устройства, по задумке парня, будет обследовать трубы на предприятиях.

"Нужен этот робот для того, чтобы обследовать трубы в недоступных для человека местах. Например, на многих заводах они идут под самым потолком, и человеку лазить там небезопасно и долго", - рассказал Павел о своей задумке.

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_366036.jpg

А его приятели решили сделать робота-поводыря. Они собрали его из робототехнического набора и запрограммировали.

"В нашей лаборатории есть несколько наборов, на основе которых дети создают проекты. Их можно полностью программировать - от ходьбы до определения каких-то условий, температуры, препятствий и так далее. Конкретно из этого робота мы собираемся сделать робота-поводыря, который поможет слабовидящим избегать препятствий. К нему будет крепиться ручка. В ней все провода, а также есть моторчик, который будет подсказывать, куда поворачивать", - представил проект его соавтор, учащийся полоцкой средней школы № 14 Валентин Чалей.

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_525236.jpg

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_467072.jpg

Заведующий лабораторией "Авиакосмические технологии" Дмитрий Яковлев рассказывает, что в технопарк приходят дети, которые увлечены в том числе авиацией, космонавтикой, астрономией. И важно помочь ребятам в их желании побольше узнать в этой области, поступить в авиационный вуз и стать мотивированным специалистом, подчеркнул он.

Дмитрий Яковлев показывает необычный проект своих - инновационный летательный аппарат. У него нет пропеллеров, а подъемная сила будет создаваться за счет эффекта Коанда.

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_120454.jpg

"Самый простой пример этого эффекта: когда вы выливаете из чайника воду, она пытается прилипнуть к стеночке чайника, - пояснил заведующий лабораторией. - И вот оказывается, что если продувать высоконапорный воздух, то он будет подлипать к поверхности летательного аппарата, создавать зону большой скорости и разряжения и будет образовываться подъемная сила".

Разработка карьеров и необычные фиточаи

Исследования, которые ведутся в технопарке, конечно же являются разработками начального уровня, отмечает преподаватель направления "Природные ресурсы", кандидат геолого-минералогических наук Евгений Кухарик. "Но так или иначе задел, который мы даем ребенку для того, чтобы в будущем он вырос в серьезного специалиста в этой области, - это уже бесценно, - подчеркивает он. - Мы стремимся предоставить талантливым ребятам возможность реализовать свой научный потенциал в области геологии, палеонтологии, добычи и переработки самых разнообразных полезных ископаемых".

Например, учащийся Оршанской средней школы № 8 Павел Крапивин вместе с преподавателем усовершенствовали технологии разработки месторождений. Павел отмечает, что в Беларуси более 50% карьеров, которые находятся в разработке, обводнены. Поэтому важной задачей является правильное создание условия для добычи.

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_215914.jpg

"Сначала мы с педагогом разобрали виды подземных вод. Далее я провел эксперимент по определению влагоемкости горной породы и подвел некоторые предварительные итоги - некоторые полезные ископаемые при взаимодействии с влагой теряют свои качества и становятся непригодными для использования. Далее мы разобрали виды техники, которая используется при добычи различных полезных ископаемых именно в обводненных условиях. Я определил коэффициент фильтрации породы и разработал рекомендации по добыче песчано-гравийной смеси в обводненных условиях. Таким образом мы усовершенствовали технологии разработки месторождений. Это очень актуальная тематика, потому что в Беларуси активно реализуется программа по строительству дорог, а песчано-гравийная смесь является их основным компонентом", - рассказал юный исследователь.

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_898761.jpg

Учащиеся Национального детского технопарка приезжают сюда не просто так. Чтобы поступить в учреждение, необходимо защитить свой научно-исследовательский проект. Затем в течение учебной смены школьники работают над ним в технопарке вместе с педагогами и представляют результат.

Например, учащиеся направления "Биотехнологии" работали над сбором собственных фиточаев. "Есть фиточаи, которые были сделаны при изучении геральдики различных областей Беларуси. То есть рассматривались все гербы и изображения растений на них. И на основе это были сделаны сборы, - отметила заведующая лабораторией "Биотехнологии" Лия Сакович. - Есть фиточай, где вместо классического чайного пакетика использовался грецкий орех. Его скорлупа выделяет йод в небольших количествах, а недостаток йода есть у большинства людей на территории Республики Беларусь: это последствия чернобыльской аварии".

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_768175.jpg

Грибной лекторий и информационная безопасность

В технопарке у ребят полная свобода творчества. Это вдохновляет и позволяет не просто мечтать о будущем, а создавать его. И что самое важное - ребята стремятся сделать свою страну, свой уголок родины лучше, красивее и интереснее. И речь не только про достижения науки и техники.

"Я увлекся архитектурой еще в детстве, очень любил рисовать. И это вылилось в то, что сейчас вы видите на холсте - проект природно-образовательной зоны отдыха и лектория под названием "Натура". Дизайн здания напоминает гриб Гиднеллум Пека, произрастающий в Европе. Данный объект я хочу расположить в Миорском районе возле санатория "Росинка", прямо на берегу озера", - рассказал учащийся Поставской гимназии Степан Коваленок.

А его подруга из Молодечно Валерия Алексеева разрабатывает арт-павильон современного искусства. "Он будет открытого типа под навесами. Вы сможете в него свободно заходить с разных сторон. Я очень долго подбирала формы, и сегодня вроде бы получилось что-то интересное. Наверное, в Молодечно такое поставить будет сложно, но, думаю, очень много людей этим бы заинтересовались", - уверена учащаяся средней школы № 2 Молодечно.

Анжелика Родулевич тоже из Поставской гимназии. Она увлекается филологией, но решила попробовать себя в направлении информационной безопасности и поступила в технопарк. "Я буквально полгода назад решила поступить в Национальный детский технопарк, узнав о нем от своего знакомого, который здесь неоднократно бывал. Я - лингвист, изучаю языки. Решила попробовать себя в совершенно новой сфере. Сейчас занимаюсь проектом по анализу методов получения несанкционированного доступа к данным пользователей информационных сетей", - говорит девушка.

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_2255.jpg

"Если они покажут себя хорошо и проект будет признан перспективным, ребята идут на дистанционное обучение и тогда могут продолжить работу над своим проектом до трех месяцев и вывести его на другой уровень. Так недавно ребята получили у нас патент", - обратил внимание преподаватель направления "Информационная безопасность", кандидат технических наук Сергей Петров.

Такого объекта точно не хватало Беларуси. Поэтому неудивительно, что лицо Президента во время посещения детского технопарка светилось счастьем в прямом смысле. Школьники продемонстрировали главе государства свой проект по считыванию эмоций, и, как говорится, результаты были на лицо.

Новая задача для технопарка - внедрить разработки в жизнь

Что ж. Ключевая задача была выполнена - в Беларуси появился кластер по работе с одаренной молодежью и его ядром стал Национальный детский технопарк. Но похоже, для главы государства это был лишь очередной шаг на пути. Теперь новое поручение - помочь ребятам внедрить их разработки в жизнь. Планы обозначены, ответственные определены.

"Одна из задач - установить тесное сотрудничество с организациями, предприятиями реального сектора экономики. Мы будем информировать организации и предприятия о тех исследованиях, которые проводят наши ребята. Мы ожидаем, что и предприятия, и организации будут каким-то образом подключать наших ребят к решению конкретных производственных задач. Чтобы дети могли почувствовать востребованность и увидеть пользу их проектов на практике", - сказала Алла Герасимук.

Как задействовать потенциал молодежи. Пример Беларуси

В начале 2000-х Александр Лукашенко переживал, что в Беларуси еще слабо был задействован мощный потенциал белорусской молодежи. Он критиковал чиновников за то, что те нередко отмахиваются от молодежных инициатив, избегают прямого общения с молодежью, боятся острых вопросов, не могут вовлечь молодых людей в полезные общественные дела. В этом направлении надо работать, тогда не будет и ряда негативных проявлений в молодежной среде, подчеркивал Президент.

"Говорил всегда и говорю сегодня: для Беларуси талантливые люди, интеллект нации - это самое большое богатство. Если есть такие люди, мы справимся с любыми вызовами. Может быть, обойдемся без большого количества нефти и природного газа. Залог сохранения суверенитета и государственности - это тоже вы. Вы - будущее вообще. Вы самые умные, и вы это доказали. Буквально через несколько лет вам придется управлять этой страной, защищать эту страну, растить своих детей на этой земле. И даже если кто-то на какое-то время уедет за пределы страны, он вернется сюда с новыми знаниями", - сказал Александр Лукашенко, посещая Национальный детский технопарк.

А потенциал у нашей молодежи действительно мощный. Вот яркий пример: в 2011 году Белоруссий республиканский союз молодежи объявил акцию на лучший инновационный проект, получившую название "100 идей для Беларуси". Ожидалось, что это будет небольшое мероприятие, но свои идеи на конкурс прислали более полутора тысяч молодых людей. В том числе белорусы из России, Молдовы и даже Канады. И акцию решили сделать ежегодной. "Копилки идей" размещались в учреждениях образования, на предприятиях, в крупных торговых центрах. В областных центрах и во многих районах стали проходить выставки-презентации лучших проектов. Через несколько лет появились международные молодежные проекты "100 идей для Союзного государства" и "100 идей для СНГ".

"Всего за годы проведения акции в ней приняло участие более 18 тысяч проектов. И более 3 тысяч из них были внедрены в реальный сектор экономики и реализованы на практике. Для участников есть ряд преференций. Через участие в республиканском конкурсе инновационных проектов наши ребята претендуют на гранты, также для победителей предусмотрено бесплатное написание бизнес-планов. С прошлого года еще одним нововведением стала приятная новость для участников: победители претендуют на включение в специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов", - рассказала руководитель проекта "100 идей для Беларуси" Екатерина Лакисова.

Чем могут помочь роботы в учебе

Вы представляете: тысячи и тысячи идей! И каждая нашла поддержку на том или ином уровне. В числе финалистов последнего сезона оказалась интересная команда - школьник, студент и учитель. Они представили научно-игровой интерактивный комплекс "Ясь", который помогает изучать белорусский язык. Зачатки проекта появились еще несколько лет назад. Первые серьезные шаги были сделаны во времена пандемии, когда выяснилось, что для дистанционного обучения не хватает нужного материала, а готовить ребят к экзаменам и поступлению необходимо. Но главным этапом стало участие в молодежном конкурсе инициатив.

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_780610.jpg

"Мы поверили в свои возможности и всегда ощущали поддержку власти. У нас тот, кто хочет внедрить в практику свою инновационную идею, может это сделать. Это точно. Дети уже выпустились, они уже студенты третьего курса, и мы продолжаем работать. С другими учениками мы создали другой проект в продолжение первого. Это образовательный комплекс "Ясь" в элементами робототехники", - пояснил учитель белорусского языка и литературы средней школа № 111 Минска Николай Курилович

Комплекс включает в себя сайт, голосовой помощник и игру с элементами робототехники. Подробнее об игре рассказал ее соавтор, учащийся 111-й школы Максим Атрахимович.

"Во время игры ученики используют робота "Яся". который проверяет на правильность ответы учеников. Если он грустит, это означает, что ответ неправильный, и команда остается на месте. Если робот улыбается - ответ верный, и команда двигается на следующую остановку. Победит тот, кто первым достигнет финиша. Роботосферу и робота "Ясь" мы программировали вместе с одноклассником на языке программирования Python. Мы продолжаем работу над новой частью проекта, которая будет охватывать все разделы языкознания", - рассказал подросток.

А над голосовым помощником работал бывший ученик Николая Куриловича, а теперь студент БГУ Александр Мельгуй. "Голосовой помощник "Ясь" - это главная интерактивная часть проекта. Он представляет собой голосовые файлы, которые размещены в мобильном приложении. Там есть поле, в которое мы вводим нужную тему, потом нажимаем на кнопку и слушаем материал", - презентовал он свое приложение.

000019_DC07A11159FBEBBF43258A29003842D2_967076.jpg

Да, молодежь хорошо знает, чего хочет добиться, до каких высот добраться. И Президент всегда советует: делайте все вовремя. Потому что потом это сделать будет трудно - захлестнут другие дела. А стремиться к успеху, говорит глава государства, необходимо прежде всего на родной земле.

"Некоторые из вас думают: "там" легче и лучше. Учитесь на чужих ошибках. У тех, кто там, спросите, как им там. Потом делайте свои шаги. А вообще, попробуйте, не торопитесь. Попробуйте здесь. Если уж, извините меня, припрет, махните туда - будет с чем сравнить. Но в то же время, часто говорю об этом, делайте все вовремя. Делайте сегодня - завтра то, что должны делать сегодня - завтра, потому что послезавтра вас захлестнет такая буря, с которой будет трудно справиться. И желательно, чтобы вы уже прошли свой путь вчерашний, позавчерашний и сегодняшний, чтобы завтра было легче", - обращается к молодым людям глава государства.

У героев этого выпуска и тысяч других белорусских ребят действительно горят глаза. И всем нам необходимо сделать так, чтобы этот огонь не потух. А для этого наши дети должны видеть и чувствовать, что они нужны нам, нужны своей стране.

ГП



Статьи по теме: