26 апреля 1986 года вошло в историю человечества печальной и трагической датой. В этот день на Чернобыльской АЭС произошел взрыв на четвертом энергоблоке реактора. Под угрозой оказались здоровье и жизни взрослых и детей. Огромный ущерб был нанесен природе. Сразу же началась ликвидация последствий аварии на ЧАЭС, в которой приняли участие спасатели, врачи, медсестры, водители, военнослужащие, представители других профессий из разных областей Беларуси.
В зоне особой опасности
В начале 80-х годов Иван Малышко после срочной службы в армии вернулся домой и трудоустроился водителем на ЗОС. В апреле 1987 года его вместе с другими молодыми сморгонцами призвали через райвоенкомат на сборы, автобусом повезли в Гродно. А оттуда все призванные поехали в Гомельскую область. Конечным пунктом маршрута была д. Рудаково Хойникского района. Жителей из нее выселили, остались только несколько стариков, которые не захотели покидать родной дом.
Возле этой деревни разместился медсанбат. Ивана Малышко назначили водителем санитарной автомашины. С медработниками приходилось колесить по району. На обслуживании были военнослужащие, которые проживали в палаточных городках и работали на территории атомной электростанции. У них медики брали кровь для анализа. Если кто-то из местных заболевал, тоже выезжали, чтобы оказать медицинскую помощь. В самом Чернобыле от медсанбата был дежурный пост. И туда приходилось выезжать, помогать дежурить нескольким работникам этого поста. За помощью обращались солдаты.
Прикомандированные к медсанбату жили в д. Рудаково, в здании СПТУ. Кровати были расставлены в спортзале. Продукты ликвидаторам привозили из чистой зоны, еду они готовили сами, ходили в наряды по столовой. «Все как в армии, – вспоминает Иван Эдуардович, – поскольку нас переодели в военную форму, и мы подчинялись воинским уставам».
В чернобыльскую зону приезжали разные комиссии. Иван Эдуардович возил их к реактору. Часто ему приходилось ездить в Хойники, Брагин. Мужчина заметил, что людей на улицах было немало, невзирая на радиацию. Иногда даже заезжали в колхозы, если нужна была какая-то запасная часть для автомобиля. Договаривались с местными руководителями, и они помогали в техническом плане. Ведь автомашины, которые прибыли вместе с командированными людьми в Хойникский район, были не военные, взятые у предприятий и организаций.
Мастерских не было, технику ремонтировали сами водители. «Мне приходилось мотор перебирать. Старый снял, на его место нашел другой такой же, но беспроблемный, - отметил Иван Малышко. - Движки научился ремонтировать еще во время срочной службы в армии. Я всегда был при технике. И на гражданке тоже. Меня тянуло к ней. А начинал с велосипеда. В детстве разбирал-собирал. Потом был мопед. Когда повзрослел, подрабатывал на ремонте двигателей».
Автопарк в д. Рудаково был немаленький. Кроме спецавтотранспорта, который обслуживал медсанбат, использовался для других специфичных работ, были грузовики. На них водители ездили на Чернобыльскую АЭС, перевозили какие-то грузы. Но находились там недолго, считанные минуты, и покидали сильно загрязненную местность, где был очень высокий уровень радиации. Все автомобили после поездок обязательно мыли и проверяли дозиметрами.
Лето 1987 года выдалось жарким. В садах созревали яблоки, на огородах – клубника. И хотя командированных предупреждали, чтобы они не ели фрукты, но, как признался Иван Малышко, иногда нарушался запрет. Даже ловили рыбу в водоемах и купались, чтобы освежиться. Правда, перед купанием проверяли воду на радиационное загрязнение, выбирали водоем, где она не «фонила». А попариться можно было в бане, которая размещалась на территории городка, где находился медсанбат.
«Мобильных телефонов тогда не было, писали домой письма, – вспоминает прошлое мужчина. – Если кому-то из «партизан» (так называли командированных) удавалось вырваться в райцентр, то они шли на узел связи и звонили домой. В разговоре родные просили, чтобы берегли себя. Радиация чувствовалась, ощущение было такое, как будто металл на зубах. Причем оно появилось сразу же после приезда в Хойникский район».
Иван Эдуардович признался, что, конечно, хотел домой. И ему два раза удалось съездить к родным. Один раз руководство отпустило на свадьбу к родственникам. К этому времени Иван Малышко успел собрать грузовую автомашину «Колхида», кем-то брошенную и частично разукомплектованную. На ней потом ездили за углем и другим топливом для нужд медсанбата.
Через полгода закончилась командировка в чернобыльскую зону, Иван Малышко вернулся домой, продолжил трудиться на заводе оптического станкостроения. Время было непростое, лихие 90-е годы, распался Советский Союз, возникли трудности на ЗОСе. Вскоре ему предложили трудоустроиться в воинскую часть. На автомобиле ГАЗ-66 он возил военнослужащих. Затем сам одел военную форму, получил звание старшего прапорщика и должность старшего инструктора по вождению автомобилей, обучал курсантов. В 45 лет Иван Малышко ушел на военную пенсию, но его попросили поработать водителем уже в качестве гражданского персонала.
И хотя со времени аварии на Чернобыльской АЭС прошло уже более 30 лет, но последствия этой техногенной катастрофы иногда всплывают перед глазами Ивана Эдуардовича – разрушенный реактор, брошенные деревни, ликвидаторы – героические люди, которые жертвовали собой ради спасения других.
Юрий ЯНУШКЕВИЧ
Фото автора и из домашнего архива Ивана МАЛЫШКО