Знак предупреждает
Как сообщил начальник отделения агитации и пропаганды управления ГАИ УВД Гродненского облисполкома Андрей Цыдик, в прошлом году на Гродненщине произошло 308 дорожно-транспортных происшествий с участием животных. В этом – уже 170. В минувшем году в ДТП один человек погиб и восемь получили телесные повреждения. В 2023-м один получил травмы. И это при том, что на основных магистралях применяются меры, препятствующие выходу животных на дорогу и предупреждающие о такой вероятности. Проезжая по трассам, многие замечают защитные ограждения вдоль леса и специальные дорожные знаки «Дикие животные», которые информируют, что водители находятся в районе повышенного риска появления дикого животного. Однако ограждения прерываются, например, в местах примыкания других дорог или при выходе на поле.Особенно внимательными водителям нужно быть при движении на трассах М6 Минск – Гродно, М11 Бенякони – Бытень, Р41 Слоним – Поречье, Р99 Барановичи – Гродно, Р145 Полоцк – Котловка, где магистрали пересекают крупные лесные массивы. Растет количество ДТП с участием животных и в черте Гродно. Особое внимание водителям нужно проявлять на большом объездном кольце в районе Восточного моста.
Из леса на дорогу
– Всплески аварий с участием диких животных, образно говоря, сезонные. Весной самки копытных приводят потомство, молодые особи становятся самостоятельными и ищут новые территории, выходят время от времени на дороги, – рассказал старший госинспектор областной инспекции охраны животного и растительного мира Михаил Горбач. – Зимой оленей, косуль и лосей привлекает соль, которой посыпают дороги. Звери в ней нуждаются, в лесу ее недостаточно, вот и выходят на дорогу. Также дикие животные передвигаются в поисках пищи и попадают на трассу.Дикие животные выходят на дорогу чаще всего в темное время суток, так как ведут активный образ жизни именно в это время.
В этом году на дорогах области в результате ДТП уже погибли 144 косули, 21 лось, два оленя и четыре кабана. Наибольшую опасность для людей представляют ДТП, в которых участвует лось, так как его вес может доходить до полутонны.
Выходят на дорогу и другие животные. Лет шесть назад фиксировались ДТП с участием зубров в направлении Озер, где в лесном массиве обитает популяция этих животных. Ситуация улучшилась, когда вдоль дороги установили знак «Дикие животные». А недавно на трассе М6 в районе Лиды был замечен медведь. Он бежал вдоль обочины, искал место в ограждении, через которое мог бы пробраться обратно в лесной массив.
– Хищники умнее, чем травоядные, – считает Михаил Горбач. – Волки или медведи, если выходят на трассу, быстро находят выход в лес. Я не припомню случая, чтобы в Гродненской области на дороге сбили бы медведя. Но в других регионах такие происшествия случались. Так, более шести лет назад выбежавший на дорогу взрослый медведь стал причиной ДТП на трассе Минск – Могилев.
Иногда дикие животные появляются на дорогах областного центра. Пару лет назад лось забежал… на территорию Института биохимии биологически активных соединений в Гродно. К счастью, его смогли «выпроводить» обратно в лесной массив. А в 2021 году на кольце Славинского в Гродно водитель такси сбил лань. Этой весной многие водители видели бегающего вдоль дороги в районе стеклозавода молодого лося.
Нажми на тормоза!
Если вы заметили животное, пересекающее дорогу перед вашим авто даже на безопасном расстоянии, все равно не расслабляйтесь: за секунду зверь может изменить траекторию своего движения. В любой момент животное может прыгнуть на дорогу с обочины. Поэтому, если заметили такую опасность, следует остановиться и посигналить, чтобы он ушел в лес.
– Единого алгоритма, как стоит поступать водителю, нет. Мой совет: нажать на педаль тормоза. Ошибка – бездумный съезд на обочину или выезд на полосу встречного движения. Был случай, когда в Волковысском районе водитель свернул на полосу встречного движения, чтобы избежать столкновения с волком. В результате произошла лобовая авария со смертельным исходом. А в Витебской области водитель, чтобы избежать наезда на собаку, свернула в сторону, врезалась в ограждение и погибла, – рассказывает Андрей Цыдик. – Как-то во время моего движения на автомобиле на дороге появилось стадо косуль. Я остановился и подал сигнал клаксоном, стал мигать фарами. Некоторые косули побежали вперед, другие – назад, а часть осталась стоять на дороге. Бывает, животные перепрыгивают через машину.
У диких животных окрас сливается с дорогой, особенно в темное время суток. Опытные водители могут опознать в темноте на трассе того же лося по белым частям ног или косулю по блеску глаз.
Сетка-ловушка
Ежегодно охотхозяйства подсчитывают количество диких животных и определяют план их добычи. Заместитель председателя Гродненской областной организационной структуры РГОО «БООР» Марк Баранский отмечает, что в первую очередь ставится задача охотиться на тех зверей, которые обитают у трасс. А подкормочные площадки для животных стараются устанавливать подальше от дорог.Что касается оградительных со оружений вдоль трасс, то решение по их установке принимают сотрудники Национальной академии наук. Они учитывают миграцию зверей, ведь есть пути, по которым они передвигаются десятилетиями. К сожалению, для зверя закон не писан. На М6 можно найти места, где оградительная сетка разорвана или видно, что через нее копытные перепрыгивали.
Как поступить водителю
Если вы сбили дикое животное или обнаружили на дороге раненого или погибшего зверя, следует сообщить об этом в милицию или МЧС. Дежурные поставят в известность сотрудников ГАИ, представителей местных властей, пользователей охотничьих угодий. При необходимости животному окажут помощь или составят акт о гибели.– В случае наезда на дикое животное нельзя покидать место ДТП. За это может грозить штраф от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение прав сроком до двух лет. Как правило, животное на дороге появляется внезапно и водитель в столкновении не виноват. Так что ответственность за сбитого зверя ему не грозит. А вот увозить с собой тушу зверя или ее часть нельзя. Это расценивается как незаконная транспортировка диких животных или их частей, за которую грозит уголовная ответственность, – разъясняет Михаил Горбач.
Но где бы ни проезжали водители – по городским или лесным дорогам, им всегда стоит быть настороже, помнить, что управляют средством повышенной опасности и в любой момент на дорогу могут выйти как люди, так и звери.