Бюджетное законодательство обязывает получателей бюджетных средств эффективно использовать их в соответствии с целевым назначением.
Бюджетному учреждению
При этом под получателями бюджетных средств понимаются не только бюджетная, но и любая другая организация, которые вправе принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства в соответствующем финансовом году и несут ответственность за целевое и эффективное использование полученных ими бюджетных средств.
При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Несоблюдение принципа бюджетного процесса, а вернее, использование бюджетных средств не по целевому назначению, с нарушением законодательства, незаконного использования бюджетных средств влечет ответственность, предусмотренную законодательством.
В частности, к нарушителям бюджетного законодательства могут применяться меры по:
- приостановлению либо ограничению финансирования расходов за счет бюджетных средств;
- взысканию бюджетных средств;
- приостановлению операций по счетам в банке;
- начислению и взысканию пеней и др.
Наиболее типичными нарушениями бюджетного законодательства являются:
- завышение бюджетными организациями фонда оплаты труда вследствие содержания сверхштатных единиц работников, а также без учета фактической нагрузки, видов и объемов работ;
- начисление премий работникам бюджетных организаций в размерах, превышающих плановый фонд оплаты труда;
- оплата за счет бюджетных средств отпусков за ненормированный рабочий день при наличии внебюджетных средств, остающихся в распоряжении организаций;
- оплата расходов, необеспеченными бюджетными ассигнованиями;
- отсутствие экономических обоснований и т. д.
К примеру, в учреждениях социальной сферы принимались обязательства, необеспеченные ассигнованиями, в штатное расписание необоснованно вводились ставки специалистов и рабочих, что повлекло использование бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства в 2024 году порядка 2,1 млн руб. Отдельным работникам, не имеющим квалификационных категорий, устанавливались оклад по 5-му, 6-му разрядам тарифной сетки вместо 4-го разряда, к должностям специалистов необоснованно применялось производное наименование "ведущий", в результате чего присваивался 7-й тарифный разряд вместо 6-го. В одном из районных учреждений установлены случаи оплаты за счет бюджетных средств отпусков за ненормированный рабочий день при наличии внебюджетных средств, начисления надбавок за работу в сельской местности категориям работников, не подлежащих ее получению.
Вопросы эффективного использования бюджетных средств находятся на постоянном контроле в Комитете.